«Голос монстра»: время для грустного кино
«Хорошие люди не так часто встречаются, да и плохие тоже. В основном, посередине»
Делить мир на белое и черное, добро и зло — вполне характерно для кино, особенно для сказочного и фантазийного. Страшное тисовое дерево, оживающее ночью и крушащее всё вокруг, кто оно: добрый фей или злой монстр? Есть ли в реальном мире деление на хороших и плохих, или это – удел сказок?
Мистическая фэнтези-драма «Голос монстра», снятая испанцем Хуаном Антонио Байоной по одноименному роману Патрика Несса, предлагает свой ответ на эти вопросы. Мрачная, атмосферная, невыносимо грустная история о мальчике, который очень быстро должен научиться быть взрослым парнем. Очевидные границы белого и черного стираются в тех ситуациях, когда тебе нужно разомкнуть руку и отпустить близкого человека.
Действие фильма происходит на Туманном Альбионе, где серое небо спускается на город черными каплями дождя и превращается с липкую чёрную грязь. Здесь живет наш главный герой – Коннор О'Малли (Льюис МакДугалл ) — 12-летний подросток, который умеет сам себе готовить еду, убираться и стирать. Всё это вынужденно: его мама (Фелисити Джонс) тяжело больна, а папа (Тоби Кеббелл) живёт с другой семьей за океаном, есть бабушка (Сигурни Уивер), но с ней отношения у Коннора не складываются. У мальчика нет друзей, одноклассники его задирают, а временами и поколачивают. Но однажды ночью Коннору является необычный монстр — ожившее тисовое дерево (в мифологии тис — дерево смерти), говорящее голосом Лиама Нисона (в дубляже вы это, конечно, не услышите, зато увидите черты и пластику актера, которые были взяты за основу при создании монстра). Страшное снаружи оно будет единственным, кто поймет Коннора, и станет ему другом. Оно расскажет ему яркие (в противовес основным цветам фильма — серый, коричневый, грязно-чёрный) и волшебные анимационные истории, которые хоть и красивы, но совсем не похожи на сказки.
«Голос монстра» – не первая киноистория, где дети, убегая от грустного настоящего, находят друзей в мире фантазий: «Мой сосед Тоторо» Хаяо Миядзаки, первый полнометражный фильм «Приют» самого Байоны и, конечно же, драма главного мистика современности Гильермо дель Торо «Лабиринт Фавна». Но если дель Торо и Миядзаки предоставляют зрителю возможность решить, что здесь правда, а что вымысел, оставляя кино волшебным, то «Голос монстра» выходит жестче и беспощадее – верить в то, что дерево — настоящий волшебник, не приходится.
Несмотря на некую предсказуемость и размеренный ритм, фильм всё же способен удивить. В конце Льюису Макдугаллу (у которого незадолго до начала съемок умерла мама) намеренно не давали прочитать последнюю страницу сценария, чтобы получить максимально естественную реакцию мальчика. И как бы ни был грустен «Голос монстра», финальная точка его — по правде говоря, хэппи энд. Когда поле боя – это один конкретный человек со своим монстром, то сила в том, чтобы подружиться с ним и не побояться сказать правду вслух.