Нет правил — нет инвесторов!
Круглый стол по мусорной теме собрал огромное количество представителей как органов власти, так общественников и журналистов
Круглый стол по мусорной теме собрал огромное количество представителей как органов власти, так общественников и журналистов.
Министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Александрович Еханин доклад начал бодро, рассказал о том, что разработана схема обращения с отходами, скоро будет готов закон. Федеральный инспектор Калинин министра слушал внимательно, так же вдумчиво и спокойно начал критиковать Министерство. Вроде ни к кому конкретно не обращаясь, он перечислял огрехи. Отметил, что из миллиарда, выделяемого на экологию, регион тратит всего на эту тему 10 - максимум 15 %. И снова ни к кому конкретно не обращаясь, предложил затраты на улучшение экологии существенно увеличить. Потом монотонно перечислил 15 сельских территорий, особо акцентировался на Каратузском районе, сделал паузу, посмотрел на руки, вздохнул и закончил: «Они же и за 50 лет ничего у себя не построят!».
Слово передали Сергею Шахматову. И тут сразу все не заладилось. Презентация не пошла, а когда включилась, все зависло и плохо грузилось. Несмотря на это, концепция, предложенная Сергеем Шахматовым, интересна и мне показалась жизнеспособной. Он же указал Министерству на пассивную работу с инвесторами. Симановский предложил заинтересовавшимся взять презентацию у Сергея, но уже по окончанию мероприятия.
Слово перешло к прокурору Ткаченко. Треть доклада он посвятил ГМК «Норильский Никель», потом перекинулся на «Ванкор», подробно изложил нарушения этих промышленных гигантов. Досталось от прокурора и строителям вместе с чиновниками администрации Октябрьского района, которые сегодня участвуют так или иначе в реализации проекта Универсиады. Потом наступило время «Чистого города». Командующий заводом Мурадян, итак невысокий ростом, стал еще ниже, медленно вжавшись в кресло. А прокурор беспощадно перечислял нарушения, главное из которых – незаконное захоронение предприятием отходов и отмена судом экологической экспертизы. По сути, Мурадян последние года полтора не выходит из судов. Понятно, что все эти иски инициированы конкурентами, зачем, спросите вы? Можно предположить, чтобы убрать с рынка тех, кто претендует на место регионального оператора. Но это лишь предположения, дай Бог, чтобы они ими и остались. Тем не менее, Симановский, который определенно знает больше по теме мусора, чем все присутствующие в зале, не сдержался и, ласково глядя на прокурора, с сарказмом сказал: «Любите «Чистый город»?
— Перехожу к другим, — парировал прокурор и перешел. Начал говорить про «Экоресурс».
— По жалобе Суртаева мы провели проверку предприятия и нарушения не подтвердились.
Но как оказалось, к этим «другим», на которых прокурор потратил всего 15 секунд своего доклада, у общественников гора компромата, тем не менее, «Экоресурс» оказался кристально чист перед законом. И пока общественники недоуменно переглядывались, начал свой доклад представитель Гражданской Ассамблеи Юрий Михайлович Мальцев. Он говорил долго, но по существу, предъявил претензии к схеме, разработанной Министерством.
— Схема не доработана, а при посещении предприятий мы увидели, что «Автоспецбаза» это просто санкционированная свалка! Титенков на этих словах выпал из задумчивого состояния и начал что-то лихорадочно писать.
— Снег расстает и мы увидим ужас! — отчеканил Мальцев. И тут я вспомнила как на одном из совещаний заметила Игорю Петровичу, что будет он чистить снег или не будет, тот все равно весной расстает…
Тем временем Мальцев продолжал.
— Полигон «Шинник», половина объекта находится в городе и он стал незаконным по закону, все 3 объекта незаконны и требуют вмешательства власти!
Потом Юрий Михайлович перешел к конкретным предложениям, которые включали и разработку проекта полигона, реконструкцию полигонов имеющихся, приведение в порядок документации как внутри Министерства, так и в муниципалитетах. Закончил свою речь парадоксальной фразой: «Закон нужно соблюдать осторожно!»
После его выступления почти обиженно заговорил Александр Симановский: «Юрий Михайлович, большая часть ваших замечаний включены в проект Постановления!», — и передал слово общественнику Тимофею Писаревскому.
Тимофей сразу заявил, что обладает компроматом на «Экоресурс» и зло посмотрел на прокурора. Прокурор делал вид, что этих многозначительных взглядов не видит. Тимофей продолжил:
— Мы засекли несанкционированный выброс мусора и на свалке Бадалык, которая закрыта. И Шинник закрыт, но мусор туда везут!
Свои слова он подтверждал презентацией, на экранах всеми цветами радуги пестрел мусор, его не скрывал снег. Над этим разноцветным ужасом летали вороны и было не ясно, чего там на этих свалках больше — птиц или отходов. И как все это, простите, дерьмо убирать, а главное: сколько на рекультивацию понадобится денег. От этого весь трагизм ситуации с неисполнением 89 ФЗ стал еще более острым. Вопросов было много, но на большую часть сегодня ответить не смог бы никто. Ибо четкого понимания — как решать проблему —сегодня у власти нет. А раз нет понимания, значит мусор будут продолжать возить несанкционированно, а войны конкурентов продолжатся. На этой волне стихийных помоек, поднятой общественником Тимофеем Писаревским, заговорил Титенков, как обычно, крайне бодро. Он начал докладывать о многочисленных совещаниях и проверках, но был бесцеремонно прерван Симановским, который справедливо заметил, что тема мероприятия иная. После этого замечания Титенков отрапортовал, что полигон Автоспецбаза закрыт не будет, это сегодня единственный законный полигон в городе. Я же подумала о том, что накануне серьезно заболел директор предприятия и уже на днях начнется подковерная борьба за его кресло. Ведь политика последних месяцев на полигоне была проста – экономически выдавить игроков рынка. И чтобы там не говорила прокуратура, а из города тихо и без скандала ушла благополучная и любимая горожанами "Сороежка" и фактически закрылся не столь любимый «Чистый город». Почему? Да потому что полигон установил свой тариф. До 3 часов дня — тариф один, после трех — почти в два раза выше. Предприятия несли убытки, справиться с политикой муниципального предприятия в условиях нерегулируемых тарифов коммерсанты не смогли. А в городе остался один игрок. И все мы знаем как он называется.
Зная всю поднаготную плохо пахнущей отрасли, присутствующие на совещании депутаты попросили Титенкова сохранить действующие в городе предприятия.
Я же спрашивала министра о сроках исполнения 89 ФЗ, конкретных шагах по привлечению инвесторов и строительстве полигонов, ну или хотя бы понимании, где эти полигоны будут находиться, о штрафах, как они могут повлиять на тарифы. На что получила ответ: нет правил, нет инвесторов! Дальнейшие вопросы посчитала бессмысленными и выключила микрофон. И тут раздался голос Веры Егоровны Оськиной.
— Я бы хотела напомнить вам слова Некрасова: «Жаль только — жить в эту пору прекрасную. Уж не придется — ни мне, ни тебе».
— На этой оптимистичной ноте мы заканчиваем круглый стол, подвел резюме А.А. Симановский, голос Веры Егоровны потонул в общем шуме голосов. Начался подход к прессе, зал заседаний быстро опустел.