Этому миру нужно больше Патерсонов!
На российские экраны 16 февраля вышла долгожданная лента Джима Джармуша
На российские экраны 16 февраля вышла долгожданная лента Джима Джармуша «Патерсон» — кино про маленькое, тихое, едва уловимое счастье, гимн «поэзии повседневности» и, пожалуй, одно из лучших творений режиссера. Однако так считают не все — фильм хоть и тепло приняли на Каннском кинофестивале, но наград всё же не дали. Такое не впервые случается с гениальными творениями Джармуша. Например, «Мертвец» был оценен лишь несколько лет спустя после официальной премьеры, а лучшая лента независимого американского кино «Отпуск без конца» вообще не получила ни одной существенной премии.
Водитель автобуса 23-го маршрута, который пишет стихи
«Патерсон» — фильм про водителя рейсового автобуса №23 по имени (или фамилии) Патерсон (Адам Драйвер), который живет в городе Патерсон, штат Нью-Джерси. Каждый день Патерсон просыпается в 6:15 утра, целует свою жену Лору (Голшифте Фарахани) и идёт на работу, где сначала беседует с коллегой (у того вечно что-то не так в личной жизни: то тёща приезжает, то кот приболеет, то дочка на скрипке в ноты не попадает), а потом работает — он возит по городу обычных маленьких людей с их необычными житейскими историями, которые заставляют нашего Патерсона улыбаться. Днём Патерсон ест обед, приготовленный его женой, и сочиняет красивые стихи, которые даже и не думает публиковать. Вечером он приходит домой, ужинает, разговаривает с Лорой, а потом совершает вечерний променад — выгуливает своего милого бульдога Марвина, заходит в бар, где выпивает кружку пива, и возвращается домой, а там его ждет новое утро другого дня. К слову, бульдог Марвин — единственный, кто всё же получил реальную награду за этот фильм — каннскую премию Palm Dog ему вручили посмертно (через два месяца после окончания съемок пёс умер).
Гениальная поэзия
Сюжет новой двухчасовой картины Джима Джармуша легко описать тремя-четырьмя предложениями, а вот то, что находится за пределами картинки, намного сложнее. У каждого смотрящего будут свои мнения на этот счет, и примечательно, что, скорее всего, они будут полностью противоположны: от «какая скукотища» до «гениальной поэзии повседневности». К этой «зебристости» Джармуш сам подводит своего зрителя визуально, постоянно помещая в кадр различные антитезы: черно-белые капкейки, занавески, гитара и одежда Лоры, постоянно встречающиеся близнецы, шахматы, пешеходные переходы, тени, даже автобус тут тоже черно-белый. Давайте будем честными — называть кино Джармуша скучным и обыденным — это тоже самое, что Леди Гагу — эпатажной. Скука, намеренное отсутствие конфликта и нарратива, в общем — это фишка Джармуша, он не снимает кино про экшн, не заигрывает со зрителем. Он гениален в своей простоте. Джармуш сам, как водитель автобуса, который едет по одному и тому же маршруту, встречая на нём разных людей. И вам нужно определиться: любите ли вы этот автобус или нет. Я обожаю.
Лучше ничего не менять, чтобы не сделать хуже
Джармуш снял очень личное кино про каждого из нас — про обыденную жизнь счастливых пар, про будни, которые мы называем «днём сурка», про быт и разговоры ни о чём. Есть те, кто сожалеет об упущенных возможностях, и те, кому нравится «плыть по течению». Очевидно, что режиссер на стороне последних. Герой «Патерсона» — счастливчик, он черпает вдохновение в коробке спичек «Огайо», находит сюрпризы в начинке обеденного пирога и любит рутину. Те, кто этого делать не умеют, конечно же, на новый фильм Джармуша злятся. Но ведь ничего особенно нового в этой философии нет: жизнь — прекрасная штука, а жить — радостно. Для того, чтобы быть счастливым, не нужно наполнять её «современными» неискренними ценностями и пытаться забить делами и целями каждое мгновенье своей жизни. Хорошо бы просто научиться созерцать и наслаждаться моментом. Собственно, те, кто любит Джармуша уже на пути к успеху. И к своему маленькому счастью.
Джим Джармуш — культовый американский независимый режиссер, автор фильмов «Отпуск без конца», «Более странно, чем в раю», «Выживут только любовники», «Мертвец», «Кофе и сигареты», «Ночь на земле».
Источники иллюстраций: arrivedmad.tumblr.com, kinopoisk.