Мелодрама «Я и ты»: когда узы дружбы сильнее уз семейных
Перед зрителем – скелеты в шкафу, откровенные разговоры под вино, дружба через прощение
Ах уж эта странная дружба между женщиной и женщиной! Сколько о ней всего было сказано. Вердикт, как правило, таков: женщины дружить не умеют. Ни с мужчинами, ни друг с другом. Французский режиссер Мартен Прово думает иначе. Его женская дружба – сильная, противоречивая, неподходящая, но настоящая. Фильм «Я и ты», мировая премьера которого прошла 14 февраля 2017 года в рамках Берлинского кинофестиваля, именно о ней. О дружбе двух противоположностей, которых, что называется «свела судьба»: 49-летней акушерки Клер (Катрин Фро), которая воспитывает сына, ходит на любимую работу и выращивает сад, и ее бывшей мачехи Беатрис (Катрин Денев), много лет назад сбежавшей от отца Клер. Спустя 30 лет Беатрис решает, что пришло время объясниться. Она возвращается в Париж, чтобы сделать это, а заодно обрести лучшего друга.
Дуэт двух Катрин (Фро и Денев) прекрасен: игра в стиле театрального пинг-понга – лучшее, что может быть во французском кино. Полярные характеры играются не топорно, а аккуратно, разница только в деталях: присмотритесь, как героини красят губы, курят сигареты, наливают кофе или ходят по лестницам. Они делают это совершенно по-разному. И именно благодаря мелочам образы складываются в паззл. Отдельной строкой здесь хочется говорить о Катрин Денев, которая в свои 73 вновь чудесна, как никогда. Космическая женщина с той грацией и статью, что сводят с ума мужчин и женщин. Совсем юная и нежная в «Шербурских зонтиках», «Дневной красавице», «Девушках из Рошфора», необыкновенно пленительная в «8 женщин», сегодня она будто светит все ярче, безапелляционно затмевая других. Одним словом, королева.
Как и ее Беатрис – женщина-праздник, стрекоза из басни Крылова. Она идет по жизни с улыбкой, не останавливается где-то дольше, чем на миг, не обременяет себя семейными узами и детьми. Путешествуя по миру, ее главными спутниками остаются 2 легких чемодана, пачка сигарет и бутылка вина. И даже в тот момент, когда жизнь преподносит не совсем приятные сюрпризы, Беатрис не только сама духом не падает, но и помогает другим этот самый дух обрести. Она врывается в жизнь своей падчерицы Клер стремительно и начинает дружить. Вот так просто, без спроса и может быть даже такта: она приносит с собой песни, запах табака, виски и красную помаду. Она тот самый важный старый друг, что лучше новых двух, с ней не скучно и ей хочется подражать: ее манерам, жестам, походке, образу мысли. Она не умеет печалиться и стенать: даже когда на карте жизнь, то какой она имеет смысл без красивой прически и сочного стейка?
Перед зрителем – скелеты в шкафу, откровенные разговоры под вино, дружба через прощение, принятие себя и новая жизнь. Все это так не ново, и может показаться весьма заурядным, если бы не одно но: это французское кино. Грустное, но не трагичное: с добрыми песнями, да красным вином. Здесь юмор столь тонок, что иногда не расслышишь его, да только улыбка на лице откуда не возьмись, выдаст.
Несмотря на всю симпатию к героине Катрин Денев, Прово не стоит на чьей-то стороне, в его фильме нет правых и неправых. Он будто еще раз рассказывает про то самое притяжение противоположностей. И ведь правда: самое важное, что у человека есть человек. Не любовник, не сын, не отец, а просто человек, который связан с тобой не семейными, а иными узами. Узами дружбы. Тот самый, который может подарить в сущности не новому уже человеку другую жизнь. Мартен Прово, браво, такого тонкого жизнеутверждающего фильма, киноман не видел давно!