опера в 4-х актах
Джузеппе Верди. Либретто: Франческо Пиаве по роману Александра Дюма-сына "Дама с камелиями". Литературная редакция перевода: А. Ермоленкова Музыкальный руководитель и дирижер: заслуженный артист России Анатолий Чепурной Режиссер-постановщик: Жан Клод Берюти (Франция) Художник: Руди Сабунги Хормейстер: Наталия Буш Ассистент режиссера: Артем Корсаков В доме куртизанки Виолетты Валери царит шумное веселье: поклонники Виолетты празднуют ее выздоровление. Среди гостей Альфред Жермон, недавно приехавший из провинции. ... Она прожила несколько жизней. Первая промелькнула ослепительно и быстротечно (Мари Дюплесси), другая воплотилась на страницах романа Александра Дюма-сына (Маргарита Готье). А третья жизнь красавицы (уже под именем Виолетты Валери) подарена ей гениальной музыкой Джузеппе Верди и продолжается второе столетие. В сороковых годах прошлого века имя Мари Дюплесси было широко известно парижанам. Редкая красота, природный ум и обаяние молодой девушки помогли ей стать одной из самых модных звезд парижского полусвета. Среди ее многочисленных поклонников были композитор Ф. Лист, поэт Т. Готье. История любви Мари Дюплесси и молодого начинающего литератора Александра Дюма-сына послужила основой для романа "Дама с камелиями". Их разрыв и последовавшее путешествие Дюма молва приписывает настояниям его отца - прославленного автора "Трех мушкетеров". Вернувшись в Париж, Дюма не застал мари в живых - она умерла от туберкулеза в 1847 году, не достигнув и двадцати пяти лет. Роман "Дама с камелиями" наделал много шума в свете, в его героине Маргарите Готье все узнали Мари Дюплесси, а в Армане Дювале склонны были видеть самого автора. Вскоре на основе романа Дюма написал пьесу. Состоявшаяся в 1852 году премьера имела шумный успех. Пьеса вскоре обошла все страны Европы. На парижской премьере "Дамы с камелиями" присутствовал Джузепе Верди. Пьеса произвела на него сильное впечатление. У композитора рождается дерзкий замысел создания оригинальной оперы на этот современный сюжет. Для работы привлекается один из лучших либреттистов того времени - Ф. Пьяве. Однако, премьера оперы, состоявшаяся 6 марта 1853 года на сцене венецианского театра "Ла Фениче", завершилась скандальным провалом. "Травиата вчера вечером провалилась. Вина моя или певцов? :время рассудит", - писал Верди после премьеры. Уже через год, поставленная в другом венецианском театре, "Травиата" имела огромный успех и за несколько лет обойдя ведущие оперные сцены Европы, навсегда закрепилась в репертуаре. Когда Дюма познакомился с оперой Верди, он воскликнул: "Через пятьдесят лет никто не вспомнил бы о "Даме с камелиями", но Верди обессмертил ее". Дюма и Верди: Дюма и Верди воедино Слились, как два родных ручья. Блистает солнце. Тает льдина. Чья драма? Музыка в ней чья? Она дороже амулета И для души, и для ума. О, Маргарита - Виолетта, В тебе и Верди и Дюма! Душа элегией объята, В ней музыкальное саше: То вкрадчивая Травиата, Прильнувшая к моей душе. Элементарна? Устарела? Сладка? опошлена? бледна? Не раз душа на ней горела Она душе моей родна!.. http://opera.krasnoyarsk.ru/