Киноблог. Джейсон и Юленька: страх снова с нами
Я обожаю смелое кино. Пусть неровное, далеко не идеальное, но по-настоящему авторское и "цепляющее". Разговоры о тенденциях мирового кинематографа оставим критикам и эстетам. А я сейчас буду хвалить "авторскую попсу". Талантливо сделанный "попкорн".
Я обожаю смелое кино. Пусть неровное, далеко не идеальное, но по-настоящему авторское и "цепляющее". Разговоры о тенденциях мирового кинематографа оставим критикам и эстетам. А я сейчас буду хвалить "авторскую попсу". Талантливо сделанный "попкорн". "Пятницу, 13-е" Маркуса Ниспела и "Юленьку" Александра Стриженова. Хотя в профессиональной среде эти картины больше принято ругать, мне все равно: качественные жанровые вещи защищал, защищаю и буду защищать.
Джейсон снова жив
Кинореинкарнация "Пятницы, 13" - одна из главных кассовых бомб зимы. Честно говоря, я к этому проекту относился с большим скепсисом. Да, франчайз про Джейсона - это жанровая икона и "слэшер"-родоначальник. Но, положа руку на сердце, кого сейчас можно напугать здоровенным бугаем в хоккейной маске и с мачете? Сейчас Джейсон воспринимается не культовым монстром, а обычным киноманьяком. А в кросс-овере "Фредди против Джейсона" Вурхиз и вовсе вызывал истерический смех. Эдакий бесчувственный робот-киллер, одержимый жаждой смерти. В 80-е он ужасал, а в начале 2000-х выглядел анахронизом из видеосалонного прошлого.
Реанимировать Джейсона решился попкорн-король Майкл Бэй со своей командой из студии Platinum Dunes. Этим ребятам уже удалось вдохнуть новую жизнь в "Резню бензопилой по-техасски". И теперь та же самая "фишка" получилась с "Пятницей". Продюсер Бэй, режиссер Маркус Ниспел и их сотоварищи сделали ставку на ударный визуальный ряд, максимальную брутальность и откровенность происходящего на экране, сделали фильм супердинамичным, а Джейсона из деревенского амбала превратили в настоящего ниндзя. Он стреляет из лука, прыгает, бегает, дерется - маньяку только сюрикэнов и нунчаку для полного счастья не хватает. Зато всего остального для любителей слэшеров в переизбытке. Этот фильм - строго не для маленьких. Если на экране убийства - то суперкровавые. Если секс, то чуть ли не софт-порно. В этой истории ни единого сантимента. Жесткий, бодрый, молодежный слэшер, держащий в напряжении от начала и до конца. Кстати, возвращаемся к истокам жанра. За счет своего драйва новая "Пятница" получилась не только сверхбоевой, но и очень страшной. Несколько сцен заставят вас попрыгать в кресле от ужаса, а ударные пролог и эпилог - несколько раз громко выдохнуть. А большего никто и не требовал. Хотя впереди у Бэя сотоварищи римейк "Кошмара на улице Вязов". История Фредди куда интереснее истории Джейсона. Поэтому большего я все-таки жду :)
"Юленька" - это жесть
Теперь о "Юленьке". Констатирую: первый российский триллер, в целом, получился. Можно, конечно, превратиться в буквоеда, устроить критический разбор, придраться ко многим сценарным и актерским вещам. Так, Дарья Балабанова, играющая Юленьку временами чудовищно переигрывает, а несколько героев картины - не полноценные персонажи, а какой-то "гоп-стоп" сценаристов - воткнули людей в ленту, для фона, и дальше поехали...
Но я придираться не собираюсь. Многие мои знакомые и мои читатели знают: я очень сильно не люблю современное российское кино.За то, что мы во всем пытаемся подражать Западу, а превозносим это, как невиданный прорыв отечественного кинопрома. За то, что у нас больше "понтов", чем творчества. За то, что в России совершенно исчез жанровый кинематограф, как таковой... У нас 90% режиссеров снимают с такой претензией на Великое кино, что, намешав кучу жанров и направлений в одну большую кастрюлю, сами, видимо, не могут понять, каков вкус у конечного продукта. Но тем не менее, мне очень нравятся несколько молодых российских режиссеров, которые стараются работать в жанровых традициях. Александр Стриженов из их числа. Он уже снял вдумчивую драму "Упасть вверх", проворные комедии "От 180 и выше" и "Любовь-морковь", а теперь взялся за Страшное кино. Вниманию зрителей - психологический триллер "Юленька", который всю промо-дорогу прикидывался мистическим. Но это, конечно, не "Омен". Скорее российская версия американской картины "Ядовитый плющ" - только еще более жестокая. Хотя без этой "жести" обойтись было нельзя. Стриженову захотелось поведать зрителю о незыблемости семейных ценностей. Но если просто погрозить пальчиком: "Не изменяй и люби свою вторую половинку" - никто же не поймет. Поэтому Александр и снял безысходный триллер - с кошмарными маленькими девочками, героем, понесшим кару за "ошибки буйной крови" и позвоночником, вырванным из тела...
Этот провинциальный "ужастик", поставлен в несколько "глянцевом" стиле - картинка в фильме очень похожа на голливудскую. Но на финальных титрах такое ощущение, как будто на голову поочередно свалились утюг, пылесос, табуретка - а затем дело довершил огромный рояль, издавающий звуки "Реквиема". Кино - не для слабонервных. Оно о том, как человек может быть наказан за следование двойной морали. И со смысловой точки зрения "Юленька" - безупречна. С точки зрения же кинематографической картина далека от эталона. Но по сравнению с какими-нибудь "Мертвыми дочерями" или "Ведьмой" - это гигантский шаг вперед. Наверно, первый российский страшный фильм, который я с интересом посмотрел - а потом смаковал послевкусие. Очень хочется, чтобы Александр Стриженов рос, как режиссер и дальше. Мне кажется, у него блестящие перспективы.