Киноблог. "Знамение": триллер библейских масштабов
Эта лента — своего рода мозаика из очень разных частиц. Но Алекс умудрился сложить их так, что от итоговой картинки разрывает мозг и воспламеняет сердце.
Если режиссера Шьямалана научить снимать классный экшен и дать ему задание: «Творчески переработай кусок из Библии про Апокалипсис в стиле «Секретных материалов» - получилось бы «Знамение» Алекса Пройаса, одно из главных кинооткрытий года.
Недавно мы с приятелем-киноманом рассуждали: «Почему Голливуд до сих пор не додумался целиком экранизировать Библию?». Ведь эта книга — величайший эпос в человеческой истории. В Библии есть все: монументальная история, общечеловеческие ценности, масштабные конфликты, интереснейшие герои. Но, видимо, Священное Писание — это материя, неподвластная художникам. Даже лучшие из них берутся лишь за небольшие части Великой Книги. А некоторые, как Алекс Пройас, создатель «Ворона», «Темного города» и «Я, робота» идут дальше — стараются переосмыслить вечные темы в «пост-модерновом» стиле.
На первый взгляд новая работа одного из моих самых любимых режиссеров — стандартный фантастический триллер. 50 лет назад странная девочка с черными волосами разрисовала альбомный лист цифрами, вроде как, беспорядочными. Учителя поместили это творчество вместе с другими детскими рисунками в «капсулу времени» и закопали в школьном дворе — для потомков. А затем жанровая «классика». Наши дни. Рисунок попадает к пьющему ученому-астрофизику, переживающему гибель жены (Николас Кейдж). Он понимает, что цифры непросты — в них скрывается информация обо всех крупнейших катастрофах, произошедших за последние 50 лет. И, похоже, скоро случатся еще три. Последняя из которых приведет к Мировому Апокалипсису...
Чем не завязка для очередной серии приключений Малдера и Скалли? Но если бы все было так просто! Пройас — это вам не Крис Картер. Он берется за дело со всей мощью своего режиссерского таланта. И конспирологический триллер (временами совершенно жуткий, в смысле «страшный) вдруг превращается в яркое полотно о Конце Света, «каждой твари — по паре», иллюзорности человеческого существования и о том, что все предопределено. Это кино понравится фаталистам. Несмотря на весьма неожиданный финал. Мои друзья, люди образованные и просвещенные, говорили после сеанса: «2/3 фильма — очень крутое кино. А потом — мы не поняли. Религиозная мораль — как снег на голову... Оказались не готовы...».
Да, «Знамение» - фильм необычный. Казалось бы, совершенно сумасбродный сценарий с уклоном то в «шьямаланизм», то в «спилберговщину», вечно унылый Кейдж и религиозная тематика могут угробить любую картину. Но, удивительным образом, кино работает! Как Пройас этого добился — непонятно. Учтите, что кроме всего прочего, в «Знамении» есть две совершенно фантастических сцены катастроф, которые наверняка станут классикой. Эта лента — своего рода мозаика из очень разных частиц. Но Алекс умудрился сложить их так, что от итоговой картинки разрывает мозг и воспламеняет сердце. Это тот редкий пример, когда коммерческое кино оказалось умным. Великолепно снятым и выстроенным, несмотря на любые сложности.
Алекс Пройас снимает очень редко. И всегда был для меня загадкой. И эту загадку очень приятно разгадывать — особенно «продвинутым киноманам».
Захотелось перечитать кое-что из Библии и подумать о смысле человеческого бытия.
И еще раз пересмотреть «Знамение» - для обновления впечатлений.
Любите кино!