Такси-блюз
Талантливый блюзмен-саксофонист Селиверстов после ночного гуляния избегает оплаты крупной суммы таксисту. Последний вскоре случайно находит его по афишам. В результате конфликта таксист отбирает у Селиверстова саксофон в качестве залога. Жизнь блюзмена идет под откос, он теряет работу, проявляется его тяга к алкоголизму и безответственность.
Талантливый блюзмен-саксофонист Селиверстов после ночного гуляния избегает оплаты крупной суммы таксисту. Последний вскоре случайно находит его по афишам. В результате конфликта таксист отбирает у Селиверстова саксофон в качестве залога. Жизнь блюзмена идет под откос, он теряет работу, проявляется его тяга к алкоголизму и безответственность.
Таксист Шлыков в определённый момент, узнав о таланте Селиверстова и ценности его инструмента, отдаёт Селиверстову саксофон обратно и даже даёт ему жить в своей комнате в коммуналке. Хронический алкоголик Селиверстов доставляет ему множество хлопот и неприятностей. Попав в очередной конфликт, Шлыков вынужден подать заявление в милицию, по которому Селиверстову грозит лишение свободы до пяти лет. Он забирает заявление назад, спасая Селиверстова от тюрьмы, но отбирает у него паспорт, обещая вернуть после возмещения финансового ущерба (475 рублей).
Шлыков пытается сделать из саксофониста Селиверстова «человека» в своём представлении, принуждая его к грубому физическому труду, даже ниже своего лишённого интеллектуальности «рабочего» уровня. Внезапно судьба поворачивается к Селиверстову лицом. Он случайно знакомится с чёрным американским саксофонистом Холом Сингером и, благодаря связям его менеджмента, получает новую работу, отправляется в США, приобретает международную известность и успех. В СССР возвращается уже богатым и знаменитым.
Основная идея фильма — неразрешимый конфликт мировоззрений творческого и талантливого, но порочного Блюзмена и сильного и волевого, но ординарного таксиста «советской закалки». Фильм наполняет атмосфера конца 1980-х годов с её предчувствием перемен. Конфликт мировоззрений героев перекликается с конфликтом политической системы позднего СССР. Лунгин не отдает предпочтений ни одному из персонажей фильма.
Финальная сцена фильма — в бессмысленной погоне за Селиверстовым Шлыков уничтожает два автомобиля, но не находит в них Селиверстова — раскрывает лейтмотив фильма — о невозможности схождения различных идеологий.