Киноблог. Мультфильм «Вверх!»: здесь нет шаблонов
Этот безобидный мультфильм на несколько недель обскакал в американском прокате все остальные кинопродукты…Он стоит разговора. И тем более просмотра.
Казалось бы, несерьезно начинать писать блог с разбора детского мультика. Но этот безобидный мультфильм на несколько недель обскакал в американском прокате все остальные кинопродукты… Он стоит разговора. И тем более просмотра.
Сюжет «Вверх»/Up – совместного шедевра Pixar и Disney – фантастичен, полон диснеевской красоты и пиксаровских жизненных мыслей. Карл Фредриксен и Элли, поклонявшиеся в детстве герою-путешественнику, поженившись, всю жизнь копили деньги на поездку к Райскому водопаду. Бытовые проблемы не позволили им сдвинуться с места. Престарелый Карл, после смерти верный клятве, находит другой способ приблизиться к мечте: взлетев вместе с домом на тысяче воздушных шаров вверх… И случайно прихватив с собой мальчика-скаута Рассела, с которым они проходят множество приключений в Южной Америке, побеждают того самого путешественника, оказавшегося злым гением, находят друзей и возвращаются, оставив дом, как мечтали когда-то дети, у водопада – Там, Где Останавливается Время. Ах да, в начале мультфильма есть еще умиляющая миниатюра про облака. Она далека от сюжета, зато близка общему духу мульта: это дверь в мир, смотреть который нужно не только через 3D-очки, но и пропуская через сердце.
«Вверх» – продукт несерийный, созданный, не как другие прокатные мультики «от результата» (надо собрать такую-то кассу – значит, сделать для широкой аудитории – значит, к детскому сюжету добавить взрослых шуток, а к трогательному герою приставить друга-шута…). Его создание, хочется верить, шло «естественным путем»: есть вечные мысли о высоте мечты, длине человеческой жизни и ширине человеческой души – значит, будут герои, которые эти мысли вместят в себя – значит, будет история, в которой они оживут… Во «Вверх» нет шаблонов – а значит, он не пойдет по рыночной цене, может провалиться, а может сорвать банк… И он срывает – потому что путь от сердца к сердцу короче, чем от мозга к кошельку.
Фильм обладает главным качеством: каждый находит в нем свое. От взрослых мыслей он не становится непонятнее детям. От непосредственного взгляда на мир (когда можно поднять дом шарами, найти на пустом крыльце попутчика и приземлиться как раз у Райского водопада) не становится глупее. Получается, здесь тоже найден ключ к разным аудиториям: Карл своей жизнью «прочищает мозги» взрослым, Рассел становится проводником к детским душам с их маленькими трагедиями.
«Верх» – не добрая сказка, точнее в определенном смысле вообще не сказка, а отпечаток жестокой реальности с нотками трагичности: кумир детства оказывается честолюбцем, а хеппи энд – не таким уж и «хеппи»: пока дети во время титров смотрят счастливые фото героев, взрослые не могут выкинуть из головы мысль об ушедшем отце Рассела. И, что немаловажно, у авторов нет цели пробить слезу, что избавило нас от излишнего пафоса.
Одна из главных сцен вообще полна почти сократовского смысла. Карл перед схваткой с врагом листает детский альбом Элли «Деяния которые я совершу». «Которые совершу» – под этой фразой прошла их жизнь, вечное стремление к будущему, к уходу от повседневности. И вдруг становится очевидно: эта повседневность и была их жизнью, их деяниями, которые они рука об руку совершали, сами не замечая того. Девиз кумира-путешественника «Приключения рядом!» – рядом, а не в далекой стране мечты – обретает новое звучание.
Вы обратили внимание, как зовут жену Карла? Элли! Элли из страны Оз, хозяйка летающего домика, в пиксаровском мире совершившая полет лишь после смерти – в виде портрета на стене. А для Карла дом с гигантской охапкой шаров из средства достижения цели превращается в самоцель: Карл тащит его к Райскому водопаду, чтобы исполнить-таки мечту, закрепленную знаком «Крести сердце», – водрузить дом у водопада. Кажется, герой тянет за собой свое прошлое, поставит его на гору – и все, жизнь прожита. Когда же он решает принести дом в жертву дружбе, Карл перестает поклоняться былому, чтобы хоть остаток жизни прожить, ценя настоящее.
Извините за излишне серьезные мысли! Конечно, мультфильм не весь напрочь уныл и обращен «к вечности». В нем много отличных шуток и веселых поворотов. Взять хоть собак! Говорят, говорят и вдруг все разом в сторону: «Белка?!» – нет, ложная тревога, продолжают разговор. Первый раз вижу такое глубокое проникновение в собачью психологию, озвученную так весело! Пожалуй, можно порекомендовать мультик кинологам!
Перевод и дубляж без ложной скромности можно назвать отличными. В речи героев встречаются прекрасные словечки (например, Рассел называет птицу так мило и по-детски – «бекася» – и тут на лицах взрослых возникают идиотские улыбки). А Карла, наверное, никто не мог дублировать лучше, чем Армен Джигарханян: их внешнее сходство с героем добавило старику невероятного джигарханяновского шарма.
Графика мультика подчеркивает «жизненность» истории: ни одной идеализированной фигуры, если дети, то беззубые или пухлые, если старик, то с квардатными челюстями и огрубевшими пальцами…
Пиксаровская графика и берущий за живое сюжет как будто посыпаны чудесной пыльцой с волшебной палочки диснеевской феи. Так, наверное, и получился маленький шедевр, который как минимум на 96 минут даже без 3D-очков поднимает нас немного ВВЕРХ.