Юридический блог. ГИБДД в Красноярске взяток не берет
Поводом к настоящей заметке послужили два уголовных дела в отношении красноярских водителей, в которых мне довелось участвовать в качестве защитника.
Поводом к настоящей заметке послужили два уголовных дела в отношении красноярских водителей, в которых мне довелось участвовать в качестве защитника.
Многие красноярские водители предпочитают решать проблемы, связанные с нарушением Правил дородного движения путем оплаты штрафа «на месте». Благодаря таким водителям, за последний год в Красноярске увеличилась раскрываемость коррупционных преступлений, о чем МВД радостно рапортует.
Дело в том, что ГИБДД и ОБЭП научились улучшать статистику (показатели раскрываемости) за счет выявления преступлений, предусмотренных ч.2. ст. 291 УК РФ - дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий. Наказывается данное преступление штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет. Хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что преступление является тяжким.
К примеру, за взятку сотруднику ГИБДД за не составление протокола об административном правонарушении даже в размере 100 рублей, вы получаете полноценный состав вышеуказанного преступления, за которое светит до восьми лет.
Работают сотрудники по нижеследующей схеме. Сотруднику ГИБДД перед началом дежурства выдается в присутствии представителей общественности диктофон, в который вставляется пустая кассета. Указанный диктофон опечатывается в присутствии понятых.
В дальнейшем, останавливается водитель. Распространенным случаем, когда водитель вынужден дать взятку, является просроченный или отсутствующий талон технического осмотра, за что инспектор сразу радостно начинает бегать вокруг машины, обещая отстранить водителя от управления ТС и направить это ТС на штраф-стоянку. Водитель, предлагает оплатить штраф «на месте» и клянется сразу после оплаты отправиться на пункт технического осмотра. В автомобиле ДПС происходит разговор, записываемый на пленку. Инспектор спрашивает как бы невзначай: «Вы понимаете, что предлагаете взятку?», водитель отвечает: «Да, понимаю». Тем самым доказывается умысел на совершение преступления.
И вот деньги лежат где-нибудь на сиденье, инспектор нажимает на педаль тормоза, подавая соответствующий сигнал «друзьям». Из кустов выдвигаются сотрудники ОБЭП с представителями общественности, стучатся в окно и спрашивают: «Что это за деньги?». Водитель доставляется в РУВД, с него «тепленького» берутся объяснения, а если районный Следственный отдел Следственного комитета при прокуратуре рядом, то возбуждают уголовное дело и успевают допросить в качестве подозреваемого.
Одно из уголовных дел, в которых мне довелось участвовать в качестве защитника, удалось прекратить.
В другом аналогичном деле мой подзащитный получил наказание не связанное с лишением свободы (штраф). В последней ситуации, до моего вступления в дело, водитель уже был допрошен и вину признал. А после таких показаний с нашей правоприменительной практикой уже мало на что можно надеяться.
В заключении хочу особо отметить, что доказательную базу по «Даче взятки» сотрудники милиции путем проб и ошибок научились оформлять достаточно грамотно. Я являюсь ярым противником взяток в любом виде, потому свой автомобиль содержу в образцово-показательном состоянии, что у сотрудников за последние три года ни разу не возникало желания до чего-нибудь докопаться. Этого и вам желаю, дабы избежать ненужных проблем.