Киноблог. «Жена путешественника во времени»: время против жен
Идея кино очаровывает. От него ждешь какого-то нового взгляда на весьма потертую уже тему путешествий во времени, какой-то «космической музыки» любви.
Я познакомилась с этим фильмом, когда он меня еще не знал. Мне было, как сейчас; он только родился в США. Он периодически возвращался ко мне из будущего, чтобы заинтриговать, – через плакаты и трейлер. И вот мы встретились – и… любви не возникло.
Главный герой ленты Генри Детамбль имеет генетическое отклонение – бесконтрольно перемещается во времени. Оказывается где-то совсем голый, ворует одежду и неизменно встречает Клэр: то ей 20, он видит ее впервые, но она его уже любит; то она еще маленькая девочка, а он уже знает ее взрослой и, более того, женат на ней. Клэр, благодаря его кратковременным появлениям, знает Генри с детства, любит и ждет, вся ее жизнь – это потеря его (на лугу, у алтаря и даже в первую брачную ночь) и обретение все время новым, пришедшим из других времен. Они не могут завести ребенка, потому что плод, унаследовав гены отца, покидает материнское лоно, причиняя ей боль выкидышей. И все же, благодаря своему огромному желанию, Клэр рожает дочь – и та продолжает судьбу отца, правда, перемещаясь сознательно. Она предупреждает их о его скорой гибели, но, как и он в случае со смертью его матери, ничего не может изменить. После своей смерти он приходит только раз – обняться и подарить надежду на новую встречу.
Идея кино очаровывает. От него ждешь какого-то нового взгляда на весьма потертую уже тему путешествий во времени, какой-то «космической музыки» любви, которая звучит во время перемещений, связывая воедино времена и вырывая жизнь героев из трех привычных измерений. Роскошное название переносит фокус с героя на его попутчицу: у героини нет имени, есть ее призвание – «жена» – и судьба – «путешественника во времени». Предвкушение фильма с особым шармом подкреплялся и магическим «по одноименному роману…».
Однако в фильме полета сквозь вечность и катарсиса не получается. Он мил, сентиментален и, несмотря на хаотичные перемещения героя, спокойно-долг. Эрик Бана и Рэйчел МакАдамс красивы, трогательны, очень правдоподобны в ролях Генри и Клэр. Впечатлительные зрители плачут… Мне же хотелось плакать от расточительности авторов: имея шикарную задумку, они используют ее лишь для того, чтобы разнообразить сюжет рядовой мелодрамы.
На уровне действия в «Жене…» нет логики. Разорванный на эпизоды сюжет не базируется на жизни одного из героев. То мы живем по времени Генри и встречаем незнакомую ему Клэр. То живем по ее времени, откуда он периодически на пару недель пропадает. То вообще видим одновременно двух Генри разного возраста, «наслоившихся» во времени друг на друга. Клэр пишет дневник, который в будущем Генри прочитает, чтобы, вернувшись в прошлое, рассказать Клэр, когда его ждать, и она запишет эти даты в дневник, который он потом прочитает… Какие-то порочные круги, которые всегда расходятся от плохо продуманного (или просто скомканного из 600-страничной книги) сюжета. Трогательным сценам иногда не хватает чувства меры… В конце, если честно, я уже ждала обещанной гибели героя – как избавления от мук его и зрителей.
В фильме не получилось философского подтекста, нет мысли о жизненных ошибках, приходящей в голову любому человеку в связи с темой перемещений во времени (о великий «Эффект бабочки»!). Есть просто трагедия большой любви, примерно сравнимая с трагедиями жен моряков или дальнобойщиков. Есть более или менее неожиданные повороты в целом предсказуемого сюжета. Но перемещения во времени – все же больше просто «развлекалово», повод побегать голым, поискать одежду и непонятным образом найти героиню в неожиданный период времени…
А жаль, фильм мог бы получиться шедевральным. У него было все – даже Брэд Питт в составе продюсеров. Я думаю, когда-то нас ждут новые картины по мотивам романа Одри Ниффенеггер. Но это будет уже в другом времени, когда мы будем другими, и лучше нам там оказаться естественным путем – в одежде и по своему желанию.