2012: шире экрана, масштабнее реальности
Фильм очень впечатляет, но недостатки, не замеченные бы никем в скромном боевичке, в масштабном экшене вырастают до размеров бедствия. Ничего не поделаешь, масштаб...
Легендарный режиссер Роланд Эммерих все время пытается разрушить мир – в «Дне независимости», «Годзилле», «Послезавтра»… Даже «Word» знает слово «Годзилла»… Вот он, масштаб популярности фильмов Эммериха, сравнимый разве что с масштабом изображаемых им событий!
А теперь его «2012» – фильм-катастрофа, фильм-ожидание… Молодой американский ученый консультирует правительство США по проводу быстро меняющейся ситуации в космосе и в глубине Земли. Совершаются массовые самоубийства теми, кто верит в предсказанный индейцами майя конец света. План спасения «каждой твари по паре» уже разработан, таинственные «корабли» где-то в горах Китая уже строятся, места на них за астрономические суммы продаются. От простых масс все скрывается во избежание паники. И только сумасшедший ведущий передвижной радиостанции пытается предупредить людей. И ему верит непризнанный писатель – благодаря чему спасает своих детей и бывшую жену. Вместе с отвратительной семьей русского олигарха (во время землетрясений, цунами, гибели миллиардов людей) они чудом добираются до кораблей. Здесь чувство самосохранения в людях борется с человеколюбием, плохие герои погибают, хорошие выживают… И вот семья восстановлена, все счастливы, а корабли-«ковчеги» плывут по водной глади, скрывающей старый мир, к первому кусочку нового – участку суши в районе Африки.
Мне кажется, когда-нибудь кинокритики напишут, что именно с этой ленты началась «катастрофа фильмов-катастроф». Они перестали биться за сюжет, величие задумки, глубину переживаний, героизм и прочие «измы». Теперь они берут грандиозностью спецэффектов (бюджет «2012» – $ 200000000) и универсальностью. Чтобы смотрели и искушенные дядьки, и впечатлительные тетки, и безбашенная молодежь, и наивные дети, и все-все-все. Широкомасштабные апокалипсические картины в фильме сопровождаются острыми поворотами в истории конкретных героев, постоянное напряжение разряжается шуточками и душещипательными сценами. И даже соотношение белокожих и афроамериканцев здесь сбалансировано.
В который раз зрителям предлагают закрыть глаза на неправдоподобности (отличную физическую подготовку писателя, который вылезает из гигантской трещины в земной коре, догоняет бегом самолет, носится на лимузине, как супермен, когда сзади уходит в никуда земля – и, кажется, даже не пачкает белую рубашку), на неуместность рекламных вставок (особенно про «Бентли» с голосовым управлением, который вылетает из самолета и эффектно дрифтует на леднике), на банальные повороты сюжета, от которых тянуло бы зевать, не будь тема конца света такой волнительной.
Даже гуманитариям иногда бросается в глаза пренебрежение законами физики. Так же, как и законами психологии: как вы думаете, стали бы люди смиренно молиться на площадях или затоптали бы друг друга в поисках возвышенности, дающей слабую надежду спастись, оборвали бы линии сотовой связи и бились в истерике вместо того, чтобы обниматься на прощание? Для меня весь фильм оставалось интригой, что за корабли строят, куда на них полетят – а оказалось, подводные лодки вполне бы могли их заменить… Спасают фильм грандиозные сцены гибели мира: когда на наших глазах земные плиты сдвигаются, а океан наступает на города и веси, то уже не до правдоподобности, знай вжимайся в кресло…
По-моему, «2012» еще раз показал разницу в картинах мира американцев и европейцев (к которым я отношу и нас). Мне нравится фраза английского писателя Гилберта Честертона о том, что американцы грубы там, где все остальные сентиментальны, и сентиментальны там, где все остальные грубы. И здесь с пиететом и слезами на глазах «обмусоливается» тема отношений отца и детей (дочери под конец фильма уже не нужны непромокаемые трусики!), тема возвращения жены к мужу, прощаний и душещипательных бесед, и уж совсем неприлично долгой оказывается речь ученого о том, что надо оставаться людьми и впустить на корабли еще человек 200, в то время как таймер показывает несколько минут до гибели всех вообще. Зато неугодные персонажи (в том числе смелые, но заевшиеся и порочные русские) гибнут легко и удачно, никто о них особо не вспоминает да и об исчезнувшей цивилизации не сокрушается. До того ли – тут семья восстановилась!..
В общем, фильм очень впечатляет, но недостатки, не замеченные бы никем в скромном боевичке, в масштабном экшене вырастают до размеров бедствия. Ничего не поделаешь, масштаб...