Киноблог. «Рождественская история»: призрак Рождества ищет ваш дом…
Умница Роберт Земекис бережно сохранил в фильме прекрасные диалоги и воссоздал особую атмосферу викторианской Англии, славящей Рождество.
«Рождественская история» – это дуновение Рождества, каким оно когда-то было в Европе и каким снится детям. Это еловые венки с колокольчиками, легкий мороз и тяжелый снег, а в воздухе искры то ли снежинок, то ли волшебства. Это гимн красоте, уму и добру – какими они были во времена славного Диккенса и какими остаются до сих пор – скажу по секрету, эти вещи не меняются со временем.
Этот мультфильм – очередная из многих экранизаций диккенсовской «Рождественской песни в прозе». Сюжет «Песни» любят на Западе – и не мудрено, ведь в канун Рождества ей можно очищаться почти вместо молитвы.
Эбенезер Скрудж – сухой скупердяй – год за годом заседает в своей конторе даже в Рождество и тянет соки из кредиторов и собственного клерка. Цинично игнорируя благотворительность и оставаясь глухим к страданиям ближних, он навлекает на себя гнев духов Рождества. В ночь накануне праздника к нему являются сразу 4 призрака: умершего компаньона, а также прошлого, настоящего и грядущего Рождества. За ночь Скрудж заново проживает события жизни и встречается со своей смертью, ужасной и одинокой. Такое не проходит бесследно: утром по дому танцует абсолютно новый человек – любящий жизнь и людей, щедрый, готовый скользить, уцепившись за карету, и на плече носить сынишку клерка.
Я надеюсь, во время каждого сеанса дух Диккенса улыбается где-то на небесах. Умница Роберт Земекис, автор «Полярного экспресса» и «Форреста Гампа», бережно сохранил в фильме прекрасные диалоги и воссоздал особую атмосферу викторианской Англии, славящей Рождество. Пусть он ввел супер-пуперспецэффекты – мне кажется, сэр Чарльз и сам бы следил за происходящим с замиранием сердца и временами присвистывал: «Ишь…». Наверное, авторы вдохновились сюжетом и подвергли героя всем мучениям, когда-либо приходившим им в страшных снах. И получилось проникновенно – во многом благодаря впечатляющей 3d-анимации. Это не Скрудж, а вы несетесь под снегопадом над крышами домов, смотрите на мир сквозь прозрачный пол и висите над вырытой могилой, держась за костяной палец смерти… Не верите – посмотрите сами!
Правда, для детей мультфильм, пожалуй, будет страшноват. Зато плохих слов и двусмысленных шуток не содержит, а щедрости и добру учит поубедительнее «Утиных историй». Одно слово – Disney! Земекис ведь уже сотрудничал с легендарной студией – в далеком 1988-м, когда выпустил «Кто подставил кролика Роджера». Но те ли тогда были технологии!
В связи с этим пора вспомнить еще одно имя – Джим Керри. Без него не было бы образов Скруджа и призраков Рождества. Он подарил им не только свой голос, но и мимику, движения, черты лица. Уж не знаю, как там его обрисовывали, но получились такие яркие образы! Говорят, направленность фильмов с участием Керри сменилась после его обучения в Индии. То ли мастера йоги открыли у него третий глаз, то ли разбудили душу, но теперь он несет нам с экранов мысли о добром и вечном. Кстати, покойного Марли и клерка тоже «сыграл» один актер – Гэри Олдман.
И, наконец, «Песнь» делает настоящей песнью музыка Алана Сильвестри – частого партнера Земекиса в разнообразнейших жанрах: от фантастики до ужасов. Здесь к перу композитора, как мне кажется, приложился сам дух Рождества – и родились тонкие, светлые и очень торжественные композиции.
Итак, если после фильма вы не будете блаженно улыбаться и мурлыкать: «Father, mother, daughter, son…» – призрак Рождества придет к вам… и вернет деньги. :)
P.S. Не смотрите пиратскую экранку: это отвратительная пародия на мультфильм!