Большой Фестиваль Мультфильмов - 'А-ФИЛЬМ' часть 2
Екатеринбургская студия анимации А-фильм, хотя существует не так давно и не имеет большого объема производства, сегодня считается одной из самых уважаемых в отечественной анимации. В первую очередь она знаменита уникальными авторскими мультфильмами, которые получают призы по всему миру.
«А-ФИЛЬМ» (Россия). Часть 2
от 12 лет
Екатеринбургская студия анимации А-фильм, хотя существует не так давно и не имеет большого объема производства, сегодня считается одной из самых уважаемых в отечественной анимации. В первую очередь она знаменита уникальными авторскими мультфильмами, которые получают призы по всему миру.
Происхождение «А-фильм» ведет от Свердловской киностудии, на которой снимали мультфильмы еще с середины 70-х годов. В начале 80-х туда пришло новое поколение режиссеров и художников анимации: Владимир Петкевич, Алексей Караев, Сергей Айнутдинов, Оксана Черкасова, Александр Петров (впоследствии ставший оскаровским лауреатом). Позже, в перестроечном 1989-м году было создано самостоятельное Творческо-производственное объединение художественной мультипликации Свердловской киностудии, где и стала работать большая часть екатеринбургских аниматоров. А уже в 2000-м году «объединение» стало самостоятельным и назвало себя «А-фильм».
На фестивале мы покажем ретроспективу «А-фильма» в двух частях. В первой части будут самые главные имена студии, пока она еще называлась ТПО художественной мультипликации. Валерий Фомин с лукавой кукольной историей про деда Евлампия и его сыновей, Оксана Черкасова с «пушкинским» фильмом, Алексей Караев с байкой про фельдмаршала Пулькина в духе врак Мюнхгаузена. В эти же годы дебютирует новое поколение режиссеров, до того известных на студии как великолепные художники. Андрей Золотухин и Валентин Ольшванг снимают свои первые фильмы по сценариям рано умершей Надежды Кожушаной, работавшей и с Оксаной Черкасовой. Полные любви и внутреннего драматизма детские воспоминания Андрея Золотухина в фильме «Бабушка» и основанная на детской страшилке «Розовая кукла» Валентина Ольшванга, где в фантазиях девочки страхи смешиваются с ревностью и любовью к матери, сразу становятся знамениты. Оба дебютанта сами остаются художниками своих фильмов и часто выбирают редкую технику «ожившей живописи» (масло по стеклу), которая прославила начинавшего в том же Екатеринбурге Александра Петрова. Тогда же фестивали замечают и фильм молодой англичанки Люси Ли «Птица становится птицей», снятый тоже на екатеринбургской студии. В 2000-м году дебютирует как режиссер еще один художник – Дмитрий Геллер, его лирический «Привет из Кисловодска» берет множество фестивальных призов. С работами Геллера на студии начинает развиваться авторская компьютерная анимация.
Во второй части ретроспективы вы увидите сегодняшний день «А-фильма». Теперь Валентин Ольшванг, Андрей Золотухин и Дмитрий Геллер считаются мастерами. Дебютируют Зоя Киреева (ее проникновенная история о детстве «Девочка дура» собрала массу фестивальных наград) и Екатерина Бражкина со смешной историей о принцессе, мечтающей о недостижимом идеале. На «А-фильме» свою вторую картину снимает Екатерина Соколова и ее нежная деревенская история «Глупая…» по рассказу Юрия Коваля стилистически напоминает фильмы Оксаны Черкасовой.
МАЛЕНЬКАЯ НОЧНАЯ СИМФОНИЯ
Продолжительность: 10 мин
Техника: смешанная техника
Режиссер: Дмитрий Геллер
Студия: "А-фильм"
Страна: Россия
Продюсер: Валентина Хижнякова
Художник: Анна Карпова, Юлия Черкасова
Сценарист: Михаил Выходец, Дмитрий Геллер
История создания одного музыкального произведения.
НАГРАДЫ:
Гран-При фестиваля КРОК (2004), Главный приз фестиваля «Гран», РКФ г. Суздаль (2004).
ПРО РАКОВ
Продолжительность: 15 мин 28 сек
Техника: рисованный
Режиссер: Валентин Ольшванг
Студия: "А-фильм"
Страна: Россия
Продюсер: Валентина Хижнякова
Художник: К. Устюжанинова, А. Карпова, М. Дворянкин
Сценарист: Валентина Хижнякова
Этимологическая русская сказка о происхождении раков, одна из вариаций сюжета, легшего в основу «Аленького цветочка». Про Змея, который полюбил девушку, а она - его. И родила она ему мальчика и девочку, а потом отпросилась с матерью повидаться...
ДЕВОЧКА ДУРА
Продолжительность: 6 мин 30 сек
Техника: карандаш, бумага, акварель
Режиссер: Зоя Киреева
Студия: Свердловская студия анимации "А-фильм"
Страна: Россия
Продюсер: Валентина Хижнякова
Художник: Михаил Дворянкин
Сценарист: Зоя Киреева
Обычная любовь необычной девочки.
ЧЕРНЫЙ РЫЦАРЬ - БЕЛЫЙ РЫЦАРЬ
Продолжительность: 4 мин
Техника: акварель на бумаге
Режиссер: Екатерина Бражкина
Студия: «А-фильм»
Страна: Россия, Екатеринбург
Продюсер: Хижнякова Валентина
Художник: Ирина Ефимова, Жанна Колыганова и др.
Сценарист: Екатерина Бражкина
Грустная история про принцессу, которой не суждено найти свой идеал. Когда чёрное видится чёрным, а белое – белым.
КОЛЫБЕЛЬНАЯ
Продолжительность: 13 мин
Техника: смешанная
Режиссер: Андрей Золотухин
Студия: «А-фильм»
Страна: Россия
Продюсер: Валентина Хижнякова
Художник: Иван Золотухин
Фильм «Колыбельная» сделан не анимационным образом: Золотухин снял для него живых актеров, обработав их движения и покрыв натурное изображение графикой. В результате получился кадр, остро передающий те ощущения, которые человек испытывает в пограничный момент между сном и бодрствованием: вибрирующее, сумрачное, зыбкое изображение; фигуры то растворяются в воздухе, то появляются снова, образы плавно перетекают один в другой.
Построенный по принципу потока ассоциаций фильм начинается с того, что кукольник с театральным фургончиком уезжает из дома, а его женщина, проснувшись поутру, не находит любимого рядом. Объединенные тоской по ушедшему (возможно, умершему) человеку, образы фильма можно объяснять по-разному. Но, пожалуй, ярче всего звучит тема нашей зависимости от тех, кого мы любим, так что метафорой горя оставленной женщины становится беспомощная грусть марионетки, чьи веревочки в одну секунду перерезали огромные ножницы.
ГЛУПАЯ...
Продолжительность: 13 мин
Режиссер: Екатерина Соколова
Студия: «А-Фильм»
Страна: Россия
Художник: Екатерина Соколова
Вороны вообще-то очень умные птицы. А тут у нас в деревне одна глупая ворона объявилась…
КОЛИЗЕЙ
Продолжительность: 48 сек
Техника: карандаш, бумага
Режиссер: Зоя Киреева
Страна: Россия
Продюсер: О. Рештейн
Художник: Михаил Дворянкин
Сценарист: Зоя Киреева
Рекламный ролик к столетию первого на Урале кинотеатра «Колизей»