Большой Фестиваль Мультфильмов - Открытый российский Фестиваль анимации
Открытый российский фестиваль анимационного кино возник в конце зимы 1996-го года, в канун столетия кинематографа, и стал первым (и до сих пор единственным) профессиональным и полным смотром отечественной анимации.
ОТКРЫТЫЙ РОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ АНИМАЦИОННОГО КИНО (Таруса-1996) (Россия)
от 12 лет
Открытый российский фестиваль анимационного кино возник в конце зимы 1996-го года, в канун столетия кинематографа, и стал первым (и до сих пор единственным) профессиональным и полным смотром отечественной анимации. Он наследовал знаменитым семинарам аниматоров в Доме творчество «Болшево», даже призами фестиваля стали знаменитые «болшевские дощечки», то есть обыкновенные разделочные доски, которые собственноручно оформлял президент фестиваля Александр Татарский и вручал победителям профессионального рейтинга. Директором фестиваля все эти годы был Александр Герасимов.
С самого начала было решено, что Открытый фестиваль должен происходить не в Москве, так что первые шесть лет деятели анимации съезжались под Тарусу, в пансионат «Березовая роща», а с 2002-го года и до сегодняшнего дня смотр проводится в турцентре «Суздаль». Кроме прочего, особенностью Тарусского фестиваля, которая сохранялась довольно долго, было то, что здесь не было отбора фильмов для конкурсного просмотра. Все анимационные ленты, созданные в России за год (потом в этот список попали и белорусские картины) – авторское кино, реклама, клипы, телезаставки – все показывалось на фестивале и оценивалось профессионалами анимации. Позже, когда мультфильмов, особенно любительских, стало уж очень много, от этого правила пришлось отказаться и создать отборочную комиссию. Как сказал Президент фестиваля Александр Татарский: в конкурсную программу не попали фильмы, которые «находятся на стадии освоения языка анимации».
К началу первого Открытого российского фестиваля отечественная анимация была еще в глубочайшей яме, куда она попала в перестроечные времена. Тогда фильмов снималось немного, но список победителей Тарусы-96 все равно выглядит впечатляюще, а большая часть этих картин до сих пор считаются лучшими фильмами постсоветского времени. Составляя нашу программу, мы постарались уместить в ней как можно больше и призеров, выбранных жюри, и победителей профессионального рейтинга, для которого лучшие фильмы называют все профессионалы – участники фестиваля.
Приз за режиссуру Тарусы-96 получил фильм Андрея Хржановского «Лев с седой бородой», получасовая печальная сказка по сценарию Тонино Гуэрры и рисункам Сергея Бархина. Премия за лучший сценарий ушла Сергею Седову, он написал насмешливую и фантастическую современную историю «Про дурака Володю», которую для «Веселой карусели» сняла Галина Мелько. Лучшим дебютом назвали дипломный фильм выпускницы ВГИКа Зои Трофимовой «Мелочь», а приз «Прорыв» ушел Юрию Норштейну за уникальную рекламу компании «Русский сахар».
Профессиональный рейтинг не полностью совпадает с призами жюри. Возглавляет его фильм екатеринбургского режиссера Валерия Фомина «В гостях у деда Евлампия», впрочем, жюри тоже его отметило: Валерий Фомин назван лучшим художником-аниматором кукольного фильма, а сам лукавый дед Евлампий – лучшим персонажем. Один из фильмов этой трилогии мы покажем в ретроспективе студии «А-фильм» (блок программ «Студии»). Второй в рейтинге стоит замечательная кукольная опера «Севильский цирюльник», снятая Наталией Дабижа по английскому заказу для телевизионного цикла "Operavox" (тогда наши аниматоры участвовали во множестве международных проектов). В веселой опере Россини по комедии Бомарше, художник Нина Виноградова по просьбе режиссера сделала неутомимого Фигаро похожим на русского актера Алексея Баталова. А третья в рейтинге – «Нюркина баня» еще одного знаменитого екатеринбургского режиссера Оксаны Черкасовой. Этот фильм о мудрой бабке, снятый по сценарию рано умершей Надежды Кожушаной, с прекрасной графикой Андрея Золотухина, получил огромное количество призов по всему миру и Госпремию в придачу.
Ну а в конце программы, представляющей первый Открытый фестиваль анимационного кино, мы покажем короткий и невероятно смешной фильм студии «Пилот», тоже ставший лидером рейтинга - картину «Гагарин» Алексея Харитиди, получившую мешок престижных призов, включая Золотую пальмовую ветвь в Каннах.
СЕВИЛЬСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК
Продолжительность: 26 мин
Техника: кукольный
Режиссер: Наталия Дабижа
Студия: "Кристмас Филмз"/S4C BBC
Страна: Россия-Великобритания
Продюсер: Ренат Зиннуров, Елизавета Бабахина
Художник: Нина Виноградова
Сценарист: Чезаре Стербини
По мотивам комедии Бомарше и оперы Моцарта.
Хор и оркестр Уэлльской национальной оперы. Дирижер Джон Карес.
Гран-При фестиваля КРОК (1995).
НЮРКИНА БАНЯ
Продолжительность: 10 мин
Режиссер: Оксана Черкасова
Студия: Школа-студия ШАР
Страна: Россия
Художник: Андрей Золотухин
Бабка Нюра в деревне топила баню, парила людей, дружила с домовыми.
ЛЕВ С СЕДОЙ БОРОДОЙ
Продолжительность: 30 мин
Режиссер: Андрей Хржановский
Студия: Школа-студия ШАР
Страна: Россия
Художник: Анна Вронская, Сергей Бархин, Гелий Аркадьев
Печальная сказка Тонино Гуэрры про циркового льва с рисунками Сергея Бархина.
ГАГАРИН
Продолжительность: 3 мин 35 сек
Режиссер: Алексей Харитиди
Студия: CINEMA TECHNOLOGIES GROUP
Продюсер: Анатолий Прохоров, Александр Татарский
Сценарист: Алексей Харитиди
Мечтательная гусеница завидовала тем, кто умеет летать. И вот представился случай…
РУССКИЙ САХАР
Режиссер: Юрий Норштейн
Страна: Россия
Рекламные ролики компании "Русский сахар".