"Мы маленькие, но упрямые", - интервью губернатора Хакасии агентству "Интерфакс – Россия"
В интервью агнеству Виктор Зимин поделился своим мнением по вопросам развития экономики Хакасии и рассказал о приоритетах работы республиканского правительства.
В интервью агнеству Виктор Зимин поделился своим мнением по вопросам развития экономики Хакасии и рассказал о приоритетах работы республиканского правительства.
- Виктор Михайлович, что будет приоритетом в деятельности правительства Хакасии в текущем году? Какие задачи станут для вас ключевыми?
- Сейчас, думаю, самая основная задача для всех регионов РФ- и Хакасии в том числе - сохранить стабильность. Причем я не разделяю стабильность на экономическую и политическую. Для меня эти два фактора едины. На днях международное рейтинговое агентство Fitch Ratings присвоило Хакасии долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте "ВВ-", краткосрочный рейтинг в иностранной валюте "В" и рейтинг по национальной шкале "А+ (rus)". Прогноз долгосрочных рейтингов – "стабильный". Мы поставили задачу добиться хороших официальных рейтингов – и вот мы ее выполнили. Получили практически такие же рейтинги, как наши соседи до кризиса, когда они находились на пике развития экономики. Эти рейтинги показывают на данный момент точку стабильности, от которой необходимо продолжать развитие. 2009 год мы закончили с плюсом, несмотря на все сложности. В республике рост промышленного производства составил 7,5% к уровню прошлого года, что выше среднего по стране. Нам, конечно, повезло, что крупные промышленные группы, которые присутствуют в Хакасии, не "провалились". Мы с ними активно сотрудничали, как говорится, "стояли рядом". Это - СУЭК, РУСАЛ, "ЕвразХолдинг", РЖД, "РусГидро".
- Наверное, постоянный вопрос, который Вам задают – как регион справился с последствиями аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, ведь пострадал крупнейший налогоплательщик региона?
- Сразу скажу: "бреши" в бюджете из-за этой аварии не случилось, поскольку все заинтересованные стороны готовы были понять проблемы партнеров и помочь друг другу, учесть все интересы и постараться договориться. У нас это получилось. Я благодарен руководству "РусГидро" и заместителю председателя правительства РФ Игорю Сечину и за найденные текущие решения, и за четко и бескомпромиссно поставленную задачу: восстановить после трагедии СШГЭС. Именно восстановить, а не только разобрать завалы. После этого решения сразу пошли инвестиции, пришли подрядчики, заработали банки. А это все вместе – движение миллиардов рублей по счетам. Причем отмечу, и это важно, сейчас все работы на станции идут по плану, все заказы размещены в срок, все расчеты проводятся вовремя. Что касается налогов, то "РусГидро" не уменьшило объем их выплат. Это связано с некоторыми нюансами распределения налоговой базы в крупных холдингах. Как известно, СШГЭС не является самостоятельным юридическим лицом. Она находится в структуре "РусГидро", в холдинге; и территория получает налог на имущество пропорционально активам, находящимся в регионе. Решение о восстановлении ГЭС означает, что потенциально размеры находящегося в Хакасии имущества "РусГидро" не уменьшаются, и, следовательно, – налоговые платежи тоже.
- Какова динамика инвестиционных процессов в Хакасии?
- В 2009 году объем инвестиций, поступивших в республику, оставил чуть более 11 млрд рублей. В частности, на 2 млрд рублей было выше финансирование по государственным программам. Кроме того, началась реализация крупного инвестиционного проекта по освоению Усинского месторождения марганцевых руд. Этот инвестпроект реализуется в кооперации тремя соседними регионами – Красноярским краем, Кемеровской областью и Хакасией. Это крупное месторождение находится в Кузбассе на границе с нашей республикой – здесь сосредоточено 75% всех марганцевых запасов России. Стоимость реализации проекта в республике - 2,6 млрд рублей. Ежегодные поступления в бюджет Хакасии составят более 400 млн руб. Везти марганцевую руду на переработку в Красноярский край будут через территорию Хакасии – республика в этом комплексе будет выполнять роль транспортной артерии. Регион получит около 7 млрд рублей инвестиций на развитие дорожной сети. Нам это важно, так как этот проект позволит освоить территории, которые сейчас труднодоступны из-за отсутствия транспортных путей. В рамках этого проекта уже полгода строится автомобильная дорога протяженностью 70 км. Благодаря этому проекту мы уже создали дополнительно около тысячи рабочих мест, а также вдохнули вторую жизнь в поселок Туим, где находится Туимский завод по обработке цветных металлов. Ранее поселок был нашей головной болью из-за проблемного монопроизводства, а сейчас это будет узловая точка перегрузки марганцевой руды.
- Какие отрасли экономики для Хакасии сейчас особенно важны с точки зрения развития и привлечения инвестиций?
- Сельское хозяйство.
- Хакасия традиционно воспринимается как регион с потрясающей природой - горами, тайгой, реками, плюс здесь есть электроэнергетика и несколько крупных промпредприятий. Откуда сельское хозяйство?
Почти 30% населения Хакасии живет в селах или связано с селом. У нас до 1990 года было полтора миллиона овец. Потенциал этой отрасли животноводства и сейчас очень хороший. Себестоимость этой продукции у нас заметно ниже – с учетом нашего ландшафта мы смотримся гораздо выгоднее и Центральной России, и своих соседей. Почему? У нас практически всю зиму нет снега в степной зоне! Казалось бы – Сибирь, а снега нет. Мы выпасаем овец круглый год за исключением полутора месяцев, когда идет окот. То есть, кормить овец кормами нужно только этот короткий период – это заметно снижает затраты и себестоимость продукции. При этом у нас в регионе работает один из крупнейших мясокомбинатов в стране – компания "МАВР". Ежемесячно предприятие может перерабатывать до 3 тысяч тонн мяса. Его продукция представлена по всей России, идет на экспорт в Монголию, Китай. Это современное предприятие, полностью оснащенное импортным оборудованием. Однако сейчас его мощности загружаются местным сырьем всего на 10%. Все остальное сырье мясокомбинат завозит из других регионов. Мы можем смело развивать собственное мясное скотоводство, и у нас еще долгое время не будет головной боли, куда сбывать готовую продукцию. Хорошо показывает себя и коневодство. А в секторе молочного скотоводства в 2009 году мы получили рекордные за всю историю Хакасии надои молока. И это при сибирских морозах и при общем кризисе! - А как же туризм? Вроде бы он тоже напрашивается в перечень приоритетных отраслей…
Это та отрасль, от которой я не жду отдачи в ближайшее время. Для того, чтобы стать эффективной, она потребует еще немало вложений. И мы их делаем. В текущем году увеличим финансирование из республиканского бюджета в туристический сектор на 300 млн рублей. Конечно, для развития отрасли потребуется развивать инфраструктуру. Можно рассчитывать только на интерес к историческим памятникам и дикой природе, но так мы получим только тоненький ручеек энтузиастов. Для развития массового туризма нужна инфраструктура. Планируем подтянуть дороги и энергетику к нашим основным зонам туристического интереса, например, к району расположения наших изумительных, красивых озер Шира и Беле. В озерную зону в прошедшем году, несмотря на то, что летом была плохая погода, приехало 860 тысяч туристов, и это только по официальным данным.
- Чистая вода, воздух – это здорово. Но ведь туда очень сложно добираться?
- Эту проблему пытаемся решить. 1 марта у меня была встреча с главой правительства РФ. Один из вопросов, который обсуждался на встрече - это строительство прямой автомобильной дороги из Хакасии в Кемеровскую область. Если за два года мы осилим это строительство, то получим дополнительно миллион туристов в год, причем довольно состоятельных туристов – металлургов и шахтеров Кузбасса. Нам этот миллион очень нужен! Плюс – получим также более короткий выход на Горный Алтай, в Китай. Хакасские бизнесмены, поддерживающие связи с другими регионами, на 300-400 километров сократят маршруты перевозки грузов. Кроме того, мы сейчас вплотную занимаемся нашей визитной карточкой – аэропортом "Абакан".
- А что с ним будет? Он же в предбанкротном состоянии.
- Сейчас в правительстве страны решается вопрос о передаче госпакета (75% уставного капитала – ИФ) из федеральной собственности в республиканскую. Мы намерены инвестировать серьезные средства в его развитие. Аэропорт необходимо развивать, иначе не сработают никакие наши проекты, в первую очередь, туристические. Сейчас мы ищем партнера для его развития, нам нужен эффективный собственник.
- То есть, планируется приватизация госпакета аэропорта?
- Да. Но при этом контрольный пакет мы планируем оставить за республикой, так как аэропорт – стратегический объект. Часть пакета готовы передать частным инвесторам. Примерно в июле мы рассчитываем получить пакет акций из Росимущества и тогда будем искать инвестора. Хочу подчеркнуть: инвестора – партнера, так как республика и федеральный бюджет при этом также готовы вкладываться в развитие аэропорта. Только из федерального бюджета целевым назначением до 2014 года на реконструкцию взлетно-посадочной полосы предполагается выделить 5 млрд рублей. Будем изыскивать ресурсы и из бюджета региона – на закупку для аэропорта нового оборудования: спецмашин, снегоочистителей и т.п.
- Кто сейчас осуществляет регулярные рейсы из Абакана?
- "Владивосток-Авиа". Мы сейчас ведем переговоры с "Сибирью" и "Аэрофлотом". Договоримся – будет абсолютно другая ситуация по транспортной доступности и ценам. У нас полоса принимает даже "Антей". "Абакан" – международный аэропорт. К тому же есть наработки по созданию общей для СФО авиакомпании с малой авиацией. Полностью интервью председателя правительства РХ читайте на сайте Interfax-Russia.Ru