Северный завоз в крае должен стать централизованным
Централизация позволит не допустить вмешательства мелких фирм-перевозчиков сомнительного происхождения в такое серьезное дело, как обеспечение северных территорий.
Северный завоз в Красноярском крае пора поставить на четкий, централизованный контроль, - об этом заявил сегодня генеральный директор ОАО «Енисейское речное пароходство» (ЕРП) Александр Иванов.
Глава крупного транспортного предприятия на Енисее считает, что северный завоз должен быть четко централизован, чтобы избежать сбоев и «пробуксовок». Кроме того, централизация позволит не допустить вмешательства мелких фирм-перевозчиков сомнительного происхождения в такое серьезное дело, как обеспечение северных территорий. Ведь когда мелкие перевозчики предлагают более выгодные (на первый взгляд) условия по перевозке, на эти весьма сомнительные предложения откликаются руководители отдельных муниципальных структур. Однако далеко не всегда мелкие фирмы, по его словам, способны обеспечить гарантии по доставке грузов в труднодоступные северные территории, а рисковать обеспечением населенных пунктов за короткие 2-3 недели большой воды нельзя. При наличии централизованного завоза на уровне края процесс обеспечения северных территорий будет четко отлажен, что позволит избежать срывов и избавит краевых заказчиков от неоправданных рисков.
В ходе беседы Александр Иванов отметил, что в этом году навигация, которая откроется 9 мая с выдвижением на «Большой путь» первого каравана из 37 судов, будет чрезвычайно сложной. Это связано, в первую очередь, с экстремальной зимой, тяжелыми климатическими условиями. Сильные зимние морозы дали на притоках Енисея лед толщиной от 1,5 до 2,2 м. Тяжелые последствия ожидают от того момента, когда лед «пойдет».
В то же время, как отмечает глава ЕРП, не на всех территориях в этом году достаточно снега для обеспечения достаточного количество воды на притоках. Есть территории, где запасы снега едва дотягивают до 60-70% от уровня прошлого года (например, район Большой Хеты). Это обстоятельство скажется на уровне воды, в связи с чем навигация 2010 года осложнится. Основные проблемы ожидаются на Подкаменной и Нижней Тунгусках и на Большой Хете.
Говоря об объемах навигации 2010 года, Иванов отметил, что они несколько снизились по отдельным номенклатурам грузов. Основными заказчиками ЕРП на поставки грузов в этом году по-прежнему является ГМК «Норильский никель», для которого Енисейским пароходством завозится практически половина грузов. Следом по количеству заказов идет ЗАО «Ванкорнефть», для которого объем грузов в этом году заметно сократился по сравнению с прошлым. Третий крупный заказчик по заявленным объемам в 2010 году - ведущая российская золотодобывающая компания ОАО «Полюс Золото». Указанными «экономическими монстрами» обеспечивается основное количество поставок 2010 года. Остальные объемы обеспечивает Северный завоз, который по заявкам сократился на 10% от уровня прошлого года. Так, в прошлом году объем поставок грузов по программе Северного завоза держался на уровне 160 тысяч тонн, в этом году заявлено заказов на 142 тыс. тонн.
В целом по данным, озвученным Александром Ивановым, на долю Енисейского пароходства приходится более 3,5 миллионов тонн грузов из 5-6 миллионов тонн, ежегодно перевозимых в регионе водным транспортом.