Автозаводы может остановить таможня
Конвейеры российских автозаводов General Motors, Toyota и Nissan могут остановиться из-за изменения порядка таможенного оформления компонентов, предназначенных для промышленной сборки автотранспортных средств.
Федеральная Таможенная Служба (ФТС) переводит таможенное оформление на единственный пункт — Пушкинский таможенный пост в Шушарах под Петербургом. Автопроизводители в связи с этим вынуждены менять логистические схемы, нести дополнительные затраты на доставку автокомпонентов, цитирует «КоммерсантЪ» письмо глав автоконцернов в Петербурге на имя главы ФТС Андрея Бельянинова от 4 мая.
Автопроизводители считают, что терминал в Шушерах не в состоянии справиться с нагрузкой: на пост должны приходить более 2 тыс. контейнеровозов в месяц, а дорожная инфраструктура в районе не может этого обеспечить. В итоге логистика поставок ухудшится, а шансы несвоевременной доставки увеличатся.
Эти обстоятельства подвергают риску производство и запуск новых моделей на автозаводах концернов в Петербурге. Дело осложняется тем, что все современные автозаводы работают в таком режиме, когда компоненты не хранятся на складе, а приходят на конвейер в режиме реального времени. Конвейеры не останавливаются до тех пор, пока сохраняется прежний режим таможенного оформления компонентов.
Совокупная мощность заводов General Motors, Nissan и Toyota в Петербурге — 160 тыс. машин в год. Кроме них в Петербурге строится завод из крупнейших иностранных автозаводов в России — Hyundai: 150 тыс. машин в год. Здесь производство запущено пока в тестовом режиме.
Представители таможни замечают, что автозаводы не принуждают оформлять грузы только на Пушкинском посту, но именно там созданы условия, позволяющие быстрее и лучше проводить таможенное оформление. Таможенники предлагают заводам альтернативный вариант: организовать отделы таможенного оформления и контроля на автомобильных заводах Петербурга. Собственный таможенный пост имеет, к примеру, автозавод Ford, работающий в Ленобласти. Такой вариант действительно позволит автозаводам поддерживать работу производства без задержек, но на создание собственных постов необходимы дополнительные затраты. Поэтому это предложение пока не комментируется автоконцернами.
Проблемы с таможней могут создать риск для развития не только автомобильных, но и автокомпонентных заводов в регионе. Эксперты предполагают, что в итоге Таможенная служба «пойдет навстречу» автозаводам. «Коммерсант» отмечает, что поддержку автозаводам обещают и власти Петербурга: администрация города разделяет позицию автопроизводителей о необходимости сохранения альтернатив по таможенному оформлению.