В России создадут бюджетный фонд по строительству и ремонту дорог
В фонде будут аккумулированы минимальные средства для поддержания дорожной сети.
Российское Правительство решило создать бюджетный фонд для финансирования строительства и ремонта автомобильных дорог. Об этом сообщил накануне премьер-министр Владимир Путин.
"Мы приняли решение о создании бюджетного фонда по строительству и ремонту дорог по типу Инвестиционного фонда, где будут аккумулированы минимальные средства для поддержания дорожной сети", - сказал Путин. Он добавил, что такое же право будет представлено и субъектам РФ.
Сейчас финансирование строительства, реконструкции, капитального ремонта и содержания автодорог общего пользования идет в рамках федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)". Финансирование из федерального бюджета на дорожное хозяйство в 2009 году составило 342,9 млрд. рублей, из которых 104,3 млрд. - субсидии, выделенные для дорожных нужд бюджетам субъектов РФ.
Как заявила министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, дорожный фонд может быть создан уже в 2011 году.
По ее словам, сейчас идет дискуссия об источниках наполнения нового фонда. Она не исключила, что туда будут направляться акцизы на бензин, в отношении которых сейчас обсуждается возможность повышения и перераспределения.
Прошлый дорожный фонд, по её словам, был ликвидирован по двум причинам - его доходы были связаны с оборотным налогом, который подавлял экономическую активность, кроме того, вызывала нарекание прозрачность расходования средств фонда. В результате, не стало механизма стабильного, долгосрочного финансирования строительства дорог.
"Поэтому выделение такого фонда - бюджетного, по типу Инвестиционного фонда, - это способ "окрашивания" доходов бюджета, которые будут идти на расходы только инфраструктурного характера, чтобы дать минимальные гарантии по обеспеченности финансирования проектов строительства дорог", - считает Набиуллина. Также одним из его преимуществ станет возможность переносить остатки средств на будущий год, отметила она.
"Какие доходы будут идти в бюджетный фонд, еще дополнительно будет обсуждаться, мы обсуждаем вопрос акцизов на бензин, но этот вопрос еще требует окончательного решения. Возможно повышение, перераспределение, и за счет снижения других налогов. Но этот вопрос обсуждается для того, чтобы доходы в этот дорожный фонд были связаны с количеством автомобилей, с транспортом, и для того, чтобы нашим налогоплательщикам, гражданам было понятно: деньги, которые они платят, покупая автомобиль, покупая бензин, идут именно на строительство дорог, на улучшение дорог", - сообщила Набиуллина.
Кроме того, предполагается переходить на долгосрочные, на 10-15 лет, договоры с подрядчиками, чтобы побудить подрядчика строго соблюдать технологи, потому что ему же предстоит в дальнейшем ремонтировать и эксплуатировать дорогу.
По мнению главного инженера КГБУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» Вячеслава Цыщука, создание дорожных фондов – это не просто изменение способов финансирования дорожных работ, это, фактически, формирование рыночной связи между уровнем использования дорожной сети и уровнем его востребованности.
“В настоящий момент формирование комплекса затрат на автомобильные дороги исходит из текущего состояния бюджета, которое, соответственно, может изменяться. Сейчас нет ни одного инструмента, который мог бы пропорционально связать уровень использования дорог с уровнем их финансирования по содержанию и развитию”, - пояснил он.
Именно целевой дорожный фонд, по мнению Цыщука, позволяет «покрасить» налоги. “То есть фонд позволяет связать налоги пользователей дорожной сети с уровнем затрат на компенсацию износа дорог”, - заключил он.