Банки не справляются с ипотекой
Ставки по наиболее привлекательным программам могут вырасти, так как рынок ипотечных кредитов оживился настолько, что персонал банков перестает справляться с наплывом посетителей.
Ставки по наиболее привлекательным программам могут вырасти, так как рынок ипотечных кредитов оживился настолько, что персонал банков перестает справляться с наплывом посетителей, пишут РИА Новости.
По мнению некоторых экспертов, мало клиентов — плохо, а много — ещё хуже. Как отмечают специалисты, результатом наплыва клиентов в офисы банков становятся сложности у самих заемщиков, которые не всегда в срок могут оформить необходимые документы.
Оживление в рядах желающих получить ипотечный кредит действительно произошло. И этому способствует как некоторое улучшение экономической ситуации, так и действия властей. Напомним, в самом начале марта Совет Федерации снизил первоначальный взнос для получения ипотеки до 20% от стоимости жилья. Благодаря принятию нового закона, число потенциальных заемщиков увеличится более чем вдвое, отмечает официальная статистика.
По мнению руководителя кредитного отдела КГСН (ООО «Красноярская Городская Служба Недвижимости») Екатерины Калеевой, клиенты будут идти до середины июня. «Это сезонный спрос на жилье, начнется пора отпусков и большая часть платежеспособного населения уедет на отдых. С началом сентября-октября спрос на кредитование опять повыситься вместе с ценами на жилье — красноярцы, увидев значительное повышение квадратного метра — активно начнут оформлять ипотечные займы», - пояснила она.
Чтобы справится с наплывом клиентов, многие банки сегодня активно расширяют штат сотрудников, в части консультантов. Однако, по словам Калеевой, расширения среди андеррейтеров и «безопасников» нет. «Именно на этапе их работы наблюдается «простой» заявок. И если увеличивать количество консультантов, у которых заработная плата порядка 10 тысяч рублей, то увеличивать численность более квалифицированного штата — просто нецелесообразно — размер их зарплаты от 20 тысяч рублей», - добавила она.
Выходом из сложившейся ситуации может стать открытие дополнительных офисов, либо сотрудничество с брокерскими компаниями, где клиент может получить не только первичную консультацию, но и профессиональное сопровождение на этапе всей сделки. Брокер берет на себя большую часть работы в оформлении заявки. Это экономит время и силы не только клиента, но и банковского персонала.
Сейчас также участились случаи необоснованных отказов или затягивания оформления ипотечных кредитов, рассказывает Калеева. Например, уже на приеме заявки большинство клиентов отправляется на переделывание ИНН, паспортов, заполнение трудовых книжек и справок о доходах. На стадии подачи документов по аккредитации объекта возникает необходимость в изготовлении нового техпаспорта на квартиру (это срок от двух недель до двух месяцев), справок о том, что дом не стоит на сносе и капремонте (справка требуется, даже если дом только сдан), справки психиатра и нарколога от продавцов и покупателей сделки и прочее.
Получение дополнительных документов, не нужных для сделки, заставляет заемщиков либо «добывать» требуемые банком бумаги (что отнимает дополнительное время), либо отказываться от получения кредита. Таким образом, не имея возможности «обслужить» всех желающих, банки выбирают наиболее выгодных и беспроблемных клиентов, создавая для других некие искусственные препоны.
В свою очередь, клиенты не всегда выбирают банки с наименьшим процентом по ипотеке. «Исходя из перечисленных выше требований и к заемщику, и к объекту кредитования, которые предъявляются банками с минимальными и конкурентоспособными ставками — клиенты порой выбирают банки с средним процентом, экономя в приоритете свое время и покупая тем самым более ликвидное жилье», - сказала руководитель кредитного отдела КГСН.
Некоторые специалисты считают, что поведение банков напоминает предкризисное, когда банки также требовали от заемщиков предоставления различных ненужных для сделки документов. Однако разница с предкризисным поведением банков — существенная: перед кризисом специалисты по кредитованию не задерживались на работе во внерабочее время, сейчас же сотрудников кредитных отделов банков можно застать на работе с 8 утра и до 9 вечера, а иногда и до 10 вечера.
По мнению же Калеевой, сравнивать работу банков сейчас с работой в докризисный период нельзя. «Условия кредитования разнятся. Объем заявок действительно велик, но количество выдаваемых кредитов значительно меньше. До кризиса давали почти всем, отчего наблюдался повышенный коэффициент неплатежей, сейчас банки страхуются», - пояснила она.
В целом, по словам руководителя кредитного отдела КГСН, любые изменения программ делаются с учетом рынка. Дальнейшее развитие ситуации и будет определять изменения ставок и условий программ.
Процентные ставки уже сейчас в большинстве банков выросли 1-2%. На сегодня потребителю реально рассчитывать на среднюю ставку около 13% по рублевым кредитам. Ставки варьируются в зависимости от цели кредита, типа залога, способа подтверждения дохода, размера первого взноса и еще ряда факторов.
«Например, для наши клиентов мы стараемся находить банки со ставками ниже среднерыночных. Мы надеемся это не позволит ипотечному спросу пойти на снижение», - заключила Калеева