Кардиолог Борис Васильевич Назаров: "Стресс и сигарета - основные виновники возросшего числа инфарктов"
Борис Васильевич Назаров - кандидат медицинских наук, доцентр кафедры Красноярского государственного медицинского университета. Он работает в городской больнице №20 Красноярска больше сорока лет. Его вотчина - кардиология. Борис Васильевич занимается тяжелыми больными, учит студентов, учит их кардиологии и жизни. Он из поколения тех медиков, которые болеют душой и за медицину, и за своих пациентов.
-- Борис Васильевич, прогресс и медицина идут вперед, а сердечно-сосудистые заболевания по - прежнему остаются основной причиной смертности людей. Почему?
-- Ишемическая болезнь сердца - социальная болезнь, не даром сейчас на нее обращают большое внимание и власти, и медики. С каждым годом все больше случаев инфаркта миокарда, конечно, лучше выявляем, но есть и истинное увеличение числа инфарктов. Лет 35-40 назад, сколько я работаю в этом корпусе, мы обслуживали инфаркты всего города, и у нас было около 600 больных со всего Красноярска. А сейчас через нашу больницу с диагнозом – «инфаркт» проходит более тысячи человек, а есть ведь еще городская больница имени Карповича, Краевая клиническая больница, куда тоже поступают пациенты.
Такая обстановка с инфарктами не потому, что человек за это время стал биологически хуже, без сомнения, виной этому стресс. В девяностых годах прошлого века заметно увеличилась социальная напряженность, и число инфарктов резко возросло. Если опросить наших пациентов - у всех схожие проблемы - потерял работу, или будучи больным, он продолжает работать, потому что боится ее потерять. Проблемы с жильем, с выплатой кредитов.
-- Но нет же войны, нет экстремальных условий, в которых человек вынужден выживать. У нас все равно изменилась психология, нам больше надо в материальном плане и мы тянемся, чтобы заработать эти блага…
-- Великая Отечественная война - это была общая беда. У страны, у людей, была надежда на победу. Сомнений не было! А сейчас что? Сейчас практически у многих людей надежды нет. Работать негде, остались единицы действующих предприятий. Вот еду в автобусе, и задаюсь вопросом – куда люди едут? Разбегаются, в основном, по торговым точкам, мы торгуем друг с другом, ничего не производя. Но это лишь одна из причин. А на втором месте - курение. Это наш бич! По прогнозам, случаев инфаркта, ишемической болезни сердца будет еще больше, именно потому, что население курит. На остановках, в основном, курят не пожилые люди, а молодежь, женщины. Более того, врачи курят! Даже зная, к чему это приведет - все равно курят. Не знаю, чем это объяснить. Это тоже наркомания, а никотин, как никакая другая вредность влияет на развитие сердечно-сосудистых заболеваний. Приведу пример: 9 месяцев беременности закончились, женщина рожает, отрезают артерию пуповины. Так вот, у курящих женщин в артериях пуповины уже имеются липидные пятна! 9 месяцев курения, а уже появились изменения в артериях, и подобные изменения появились уже и у ребенка. На самом деле у детей курящих женщин более ранний атеросклероз.
Еще один фактор – гиподинамия. От подъезда многие сразу же садятся в машину, потом сидят в офисе, плюс несбалансированное питание. Физической активности мало, а питание высококалорийное, с консервантами, и, в итоге, холестерин забивает сосуды.
-- Это правда, что инфаркт, инсульт «помолодели», т.е. часто встречаются у молодых людей?
-- Да, молодых людей в нашем отделении стало больше. Если поступает молодая женщина с инфарктом, я могу сразу сказать, что она курит. Начинаю спрашивать, признаются что да, курят. Если женщина не курит, то инфаркт может быть у нее в 70, 80 лет. У мужчин тоже из-за курения инфаркт в молодом возрасте случается. Вообще, у женщин ишемическая болезнь сердца появляется гораздо позже, чем у мужчин, их защищают женские гормоны. Но если женщина курит, они ее уже не уберегают. И когда я вижу молодых девушек курящих, хочется подойти и сказать, к чему это приведет.
Отдельная тема - гипертония. Встречается неадекватное лечение, а это ведет к осложнениям. Сейчас почему - то увлеклись мочегонными, а к нам каждый день привозят пациентов с аритмией. Это общая тенденция - назначать мочегонные, но надо корректировать уровень калия, натрия, их можно определить только в крупных больницах, а у нас дают в слепую.
-- Что каждый для себя может сделать в целях профилактики сердечно-сосудистых заболеваний?
-- Есть управляемые факторы, есть наследственные. У детей, чьи родители перенесли инфаркт, очень большая вероятность того, что инфаркт может случиться на 10 лет раньше, чем у родственников. Это же касается и инсульта, наследственный фактор очень высок. В этом случае необходимо своевременно выявлять гиперхолестеринемию- измерять уровень холестерина в крови. Четыре с половиной – вот показатель нормального уровня холестерина, если выше, то человек уже попадает в группу риска, и холестерин необходимо понижать, следить за своим здоровьем.
При наличии одного фактора риска надо проводить коррекцию. Хотя бы раз в год всем, после 30 лет необходимо сдавать анализы, смотреть сахар, холестерин, мочевую кислоту. Сахарный диабет, подагра – тоже серьезные заболевания, которые можно выявить путем сдачи анализов. Переедание, алкоголь - все это необходимо скорректировать с первую очередь. Вот алкоголь - полезен он или вреден? В разумных пределах он не принесет вреда. НАм всегда приводят в пример итальянцев, французов, там случаев ишемической болезни сердца мало, хотя выпивают они практически каждый день. Но выпивают они вино, и бокал- два в день, а наши люди вытерпят разве – бокал? Если взял, так бутылку опустошил. Это уже вопрос культуры.
--Почему Ваш выбор - кардиология?
-- После окончания института поехал работать в город Заозерный, в центральную районную больницу. Поработал там, но захотелось больше знать. Когда уезжал в Красноярск, меня коллеги старшие напутствовали – "ты только в кардиологию не иди, там все известно". Но до сих пор, имея опыт теоретический, и практический, с каждым днем, открываю для себя новое.
-- Что принципиально изменилось в кардиологии за время Вашей работы?
--Диагностика улучшилась. Раньше только клинику смотрели, были примитивные методы диагностики. Только ЭКГ остается основным методом диагностики. Сейчас появился тропанин, практически всем, кому необходимо проводим исследование, это продукт распада мышечной ткани, так диагностируем инфаркт. Никогда не скажу, что все для меня понятно в кардиологии. Чем больше работаю, чем больше учу, тем больше неясного. Вот недавно перелопатил литературу по инфаркту. С шефом, профессором Владимиром Абрамовичем Шульманом, решили обновить методичку по инфаркту миокарда, что-то новое для себя узнал.
Инфаркт – ведь это тромб в коронарной артерии, и 20 лет назад как действовали? Обезболили, больной лежит, только через 20 дней разрешалось двигаться. Но дело в том, что обезболили, человек лежит, а некроз идет, тромб то остался. А сейчас фибринолитики растворяют тромб и поражения уже гораздо меньше. Но теоретически, лучше, конечно, фибринолитики отдать кардиобригадам. Почему я так считаю? Чем быстрее мы лизируем этот тромб, т.е. его растворим, тем меньше инфаркт. Иногда молодых привозят лет 30, а у молодых очень быстро некроз идет, часы проходят и уже поздно, ничего живого в той области нет, где был тромб. А если бы своевременно кардиобригада ввела препарат, то последствия были бы меньше. В США, если в бригаде скорой помощи есть врач, он имеет право ввести фибринолитик. Но это, конечно, дорогостоящий препарат.
-- Вы очень давно работаете в 20 больнице…
-- В 20 больнице я работаю с 1967 года, это уже получается 43 года… Работал в реанимации, потом на кафедре начал, сейчас учу. Для меня эта больница - второй дом, а сотрудники это моя семья. Мы хорошо живем в этом отделении, обстановка хорошая, благожелательная.
-- А с пациентами как, всегда «спасибо» говорят?
-- На пациентов что жаловаться? Пациент, по сути дела, всегда прав, даже если он скандальный. Но это редко. Если у нас скандальный пациент попадается, то без сомненья – пьющий. Спасибо не всегда говорят. Смотришь ведь их тяжелых, а два дня прошло он и не помнит, где лежал, кто смотрел. А некоторые годами ко мне ходят.
Вот говорят, что медицина это образ жизни, а так и есть, и днем, и ночью звонки...
-- А студентов чему учите?
-- Кардиологии учу, иногда жизни. Вот у меня студенты иногда спрашивают: «можно я завтра не приду на лекцию, у меня дежурство». Ну что скажешь? Если не дежурить, не работать, он не проживет, потому что на стипендию, если он ее получает, разве что на проезд хватит. Нашим студентам ведь много надо ездить- лекция в одном месте, практическое занятие в другом. Как их осуждать? И мы подрабатывали будучи студентами. Но сегодня уровень знаний безусловно выше тех, которые получали мы. Прогресс не стоит на месте.
-- Борис Васильевич, что пожелаете посетителям Сибирского медицинского портала?
-- Необходима всем нам активная жизненная позиция. Надо вести здоровый образ жизни, исключить табак, алкоголизацию и следить за своим здоровьем.