Поправки в законе «О судебных приставах» не решили проблему с законом «О связи»
Ранее сотовые операторы не предоставляли данные абонентов, скрываясь за законом «О связи», теперь же им придется эти данные предоставить.
Поправки в закон «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», позволяющие приставам получать персональные данные физических лиц — должников, не разрешили проблему с законом «О связи». Об этом корреспонденту САН рассказал менеджер по связям с общественностью Красноярского отделения «МегаФон-Сибирь» Роман Ушаков.
Поправки, одобренные думой 30 июня, разрешают приставам получать персональные данные физических лиц — должников. Если должник является абонентом сотового оператора, то пристав вправе сверить его имя, фамилию, отчество, узнать номер телефона и адрес, по которому зарегистрирован человек. Следует уточнить, что речь не идет о предоставлении приставам информации о переговорах абонента.
По словам Романа Ушакова, законопроект, одобренный думой, меняет только законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Основным же документом, регулирующим защиту информации об абонентах, остается закон «О персональных данных», в который изменения не вносятся. Эти поправки по-прежнему не полностью согласуются с законами «О персональных данных» и «О связи», которые устанавливают конфиденциальность сведений об абонентах.
Как рассказали САН в пресс-службе УФССП по Красноярскому краю, данные изменения в законе не концептуальные, а чисто технические. «Они были одобрены, чтобы привести ряд законодательных актов к соответствию. Так, ранее сотовые операторы не предоставляли данные абонентов, скрываясь за законом «О связи», теперь же им придется эти данные предоставить», - пояснили в ведомстве.
Таким образом, по данным УФССП, суды освободятся от лишних разбирательств между сотовыми операторами и федеральной службой судебных приставов. «Сегодня, согласно закону «Об исполнительном производстве», приставы имеют право отправить должнику не только повестку, но и по смс, что будет приравнено к той же повестке. Однако, если мы не будем знать номер должника, то это только усугубит ситуацию», - добавили в УФССП.
Представители сотовой компании МТС поддерживают поправки в законе, заявив, что компания будет следовать требованиям закона и предоставлять информацию об абонентах по запросу.
«Внесенные поправки устранили брешь в законодательстве в части возможности ССП требовать персональные данные от операторов связи. И в этом смысле мы удовлетворены законом, который обозначил эту норму. Но мы считаем, что для исключения разных толкований новой нормы целесообразно, чтобы ФССП приняла документ, разъясняющий порядок применения данной нормы», - пояснила директор филиала ОАО МТС в Красноярском крае Людмила Федорова.
По её словам, данные поправки, если истребование приставами информации будет соблюдаться в соответствии с требованиями закона, не окажут существенного влияния на деятельность компаний. Однако операторам потребуется время на осуществление ряда организационно-технических процедур (установка оборудования, ПО, выделение штатных единиц, ответсвенных за эту работу и т.п.), которые обеспечат четкий порядок передачи информации. По мнению Федоровой, организация этих процедур потребует дополнительных расходов: закупку и установку оборудования и ПО, выделение помещений и штатных единиц, которые будут обеспечивать работу по этому направлению.
Однако, представители компании «Мегафон» придерживаются другого мнения и по-прежнему не уверены, что смогут предоставлять приставам данные об абонентах. «Мы, как сотовая компания, в первую очередь защищаем своих абонентов от того, чтобы их данные никуда не уходили. В противном случае это за это грозит уголовная ответственность. Новые поправки в закон ситуацию не разрешили, всё остается на своих местах как и было» - считает Ушаков.