В Общественной палате обсудили строительство дороги через Химкинский лес
Свои мнения высказали представители всех заинтересованных сторон — Минтранса, Минприроды, Росавтодора и движения «В защиту Химкинского леса».
16 сентября Общественная палата обсудила проект скоростной трассы Москва — Санкт-Петербург. Свои мнения высказали представители всех заинтересованных сторон — Минтранса, Минприроды, Росавтодора и движения «В защиту Химкинского леса». Дискуссия развернулась жаркая: и у экологов, и у строителей, и у жителей Химок были аргументы и «за» и «против».
Сомневающихся в том, что дорога нужна, нет, споры идут вокруг маршрута трассы.
В зале руководитель Росавтодора объяснил, почему из 65 вариантов было выбрано строительство трассы через лес. По их мнению, это оптимальный вариант соотношения стоимости проекта и экологического ущерба, а также в расчет брали минимальное количество домов, которые придется снести на этой траектории шоссе. Защитники леса настаивают, что в этом случае не экономика, а экология должна быть на первом месте.
Виктор Данилов-Данильянц, доктор экономических наук, эксперт: «Химкинский лес — это один из умирающих лесов ближнего Подмосковья. И мы должны приложить все усилия для того, чтобы ни один лесной участок в ближнем Подмосковье не умер».
В Росавтодоре говорят, что если проект свернуть сейчас, то государство должно отдать частным инвесторам три миллиарда рублей — это штрафные санкции, к тому же в этом случае решение проблемы пробок в Химках придется отложить на 6–7 лет.
Игорь Левитин, министр транспорта РФ: «Проект сделан в полном соответствии с российским законодательством, в полном соответствии. Предусмотрен перечень экологических мероприятий, плюс Министерство природных ресурсов нам сделало дополнительное предложение по высадке деревьев в Молжаниново».
Каждому выступающему давали по пять минут — и министру, и экспертам, и жителям Химок, но если регламент нарушали, то в борьбу за микрофон вступали даже академики. Некоторые участники встречи все-таки предложили еще раз обсудить другие варианты прокладки трассы.
Владимир Захаров, директор института устойчивого развития Общественной палаты РФ: «Я слышал все варианты, кроме самого простого. Когда я говорю непосвященным людям, они спрашивают: а почему не расширить существующую трассу? Такая версия вообще не рассматривается, что мне кажется странным».
Алла Меламед, заместитель генерального директора Научно-исследовательского и проектного института Генерального плана Москвы: «Трасса должна быть, и наверное, это ни у кого не вызывает сомнения. Но делать сегодня ставку на реконструкцию существующей дороги — это погубить трассу, погубить людей, которые проживают в городе Химки, и забыть, что такое наше дорожное искусство».
Обсуждение шло по поручению Дмитрия Медведева, в августе он распорядился приостановить уже начатые работы и провести публичное обсуждение проекта с привлечением экспертов, чтобы еще раз взвесить все его плюсы и минусы. После этих слушаний все аргументы «за» и «против» войдут в доклад Общественной палаты. Его представят нет только президенту, но и опубликуют в Интернете.