Российский режиссер снимает «артхаусный блокбастер»
В 2006 году картина российского режиссера Ильи Хржановского «Дау» попала в список самых ожидаемых кинопроектов на Каннском фестивале. С тех пор съемки фильма окутаны мифами и легендами. Дата премьеры многократно переносилась, но теперь появилась надежда, что «байопик» о жизни гениального физика Льва Ландау увидит свет в Каннах в следующем году.
Хржановский превратил Харьков в одну большую съемочную площадку. На крышах зданий в центре города он выстроил в натуральную величину улицы старой Москвы, а на территории заброшенного стадиона «Динамо» довел до гротеска сталинский конструктивизм. Из стен здесь торчат огромные руки, напоминающие скульптуру Мухиной «Рабочий и колхозница». Тысячи харьковчан теперь работают статистами в громадных павильонах. Российская пресса, довольствуясь минимумом информации, с 2007 года сплетничала о том, что амбициозный режиссер в строжайшей секретности ваяет на Украине некий артхаусный блокбастер. Недавно журналистов начали пускать на съемки – значит, премьера все же не за горами. Впрочем, Хржановский не раз признавался, что для него процесс важнее результата.
Большей частью фильм основан на мемуарах Конкордии Дробанцевой, супруги академика Ландау. Режиссер прочитал ее книгу, а потом приступил к изучению все новых и новых источников. Он перелопатил такое количество материала, что подумывает на досуге сделать отдельную документальную ленту о жизни советских физиков. Однако «Дау» мыслится как художественное произведение, а значит, история ученого требовала особой трактовки в форме сценария. Писатель Владимир Сорокин, вместе с которым Хржановский уже работал над своей первой картиной «4», написал пять вариантов, и ни один режиссера не устроил. Причину своего недовольства он выразить не мог, ограничиваясь туманной формулировкой «не то». В результате Хржановский решил не изобретать велосипед и отныне опирается на классическую структуру повествования: судьба героя от рождения до смерти.
Основная проблема Ландау заключалась в том, что он родился гением. В 14 лет Лев поступил в университет, а в 21 год, уже будучи аспирантом, отправился в научную командировку по Европе, где встречался с ведущими физиками-теоретиками. Через несколько лет Ландау вернулся на родину. В 37-ом он выпустил листовку, в которой называет Сталина фашистом, за что угодил в тюрьму. По протекции другого великого физика, Петра Капицы, Лев вышел на свободу. Затем он против собственной воли участвовал в секретных исследованиях и стоял на пороге создания атомной бомбы. За всеми этими биографическими данными скрывается драматические взаимоотношения героя с окружающим миром. «Этот человек больше всего на свете боялся физической боли, боялся потерять разум, боялся оказаться во власти жены», - рассказал Хржановкий в интервью журналу «Сеанс».
На сайте Каннского фестиваля сообщается, что в фильме «Дау» будут представлены нестандартные решения в области звукового и цветового оформления. Детство и юность физика поданы в ярких, насыщенных оттенках, а советский период тяготеет к полной монохромности. С начала и до конца картина будто тускнеет на глазах. Что касается аудиоряда, Ландау не выносил музыку и был крайне чувствителен к звукам. Любой вздох казался ему резким порывом ветра, любой удар кухонного ножа по доске превращался в безумную какофонию, и в фильме эти особенности восприятия тоже найдут отражение.