Архив личных дел политзаключённых станет электронным
Сегодня звёзды кино, шоу-бизнеса, политики не вылезают из архивов. Публично рассказывают о своих прадедах. По сути, интерес к своему древу у известных людей - дань моде. Да и всё современное поколение сегодня может показаться излишне любознательным. Но ведь дело не в появившемся желании, а в появившихся возможностях. Совсем недавно архивы стали, так сказать, открыты для простых граждан. В краевой, к примеру, за этот год поступило уже больше 4 тысяч обращений с просьбой помочь.
Пятистам из них, к большому сожалению архивистов ГУВД, пришлось отказать. По разным причинам, часто обращаются не родственники. Зато у близких есть возможность полистать личные дела бабушек и дедушек и проникнуться той кровавой бедой под названием "репрессии". Одно из последних заявлений - внука обычного крестьянина, бондаря с двумя классами образования.
Дело очень интересное, в нём есть письмо, которое Михаил Михайлович адресовал председателю Совета министров СССР, великому и родному товарищу Сталину. "…Доведя меня нечеловеческими, варварскими истязаниями до полусмерти, мне было предложено подписать, что я подозреваюсь в польско-фашистском шпионаже и ещё меня перекупили, что я якобы ругал советскую власть".
Почти за двадцать лет было восстановлено примерно полмиллиона добрых имён. В крае в ссылке была и Екатерина Максимова - жена известного советского разведчика Рихарда Зорге. Именно он, как уверяют историки, назвал Сталину точную дату нападения Германии на СССР.
Только в 64-м Екатерина Максимова вместе с мужем были реабилитированы, а Зорге присвоено звание Герой Советского Союза. Однако сколько ещё дел предстоит рассекретить, в краевом спецфонде точно сказать не могут. Только по официальным данным с 29-го по 60-е годы в тюрьмах и лагерях края отбывали наказание 600 тысяч политических.