Брайан Ино и Дэвид Боуи рассказали какой будет музыка будущего
29 ноября в Большом зале Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова прошла публичная лекция культовой фигуры в мире музыки – Брайана Ино. Известный электронный художник и саунд-продюсер U2 и Дэвида Боуи прочитал для питерской публики лекцию «Что такое культура и зачем она нам?» и рассказал о том, какой будет музыка будущего.
Лекция Брайана Ино, которая прошла в рамках междисциплинарной образовательной программы Yota Yes Lectures, была широко проанонсирована в сети. По всей видимости, именно с этим и было связано такое количество желающих послушать выступление знаменитого экспериментатора Ино, сформировавшего звучание U2, Genesis и Дэвида Боуи. Большой зал Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова, рассчитанный на 1700 посадочных мест, всех желающих попасть внутрь вместить не смог: люди стояли в проходах и на ступенях. Однако на тесноту никто не жаловался.
Примечательно, что основатель музыки эмбиент Брайан Ино, как выяснилось, совершенно лишен симптомов звездной болезни: он появился перед питерской публикой в пиджаке с капюшоном и с самого начала до конца полуторачасовой лекции держался раскованно и дружелюбно. Тема публичного выступления Брайана Ино была заявлена как «Что такое культура и зачем она нам?», однако по большей части Ино рассуждал о том, какое место музыка занимает в жизни современного общества.
Как отметил Брайан Ино, для музыканта и художника во все времена главным было ухватить суть эпохи, в которой он живет. «Что меня всегда поражало в крупномасштабных популярных музыкальных проектах – это то, что для достижения такого успеха надо ухватить дух времени, – рассказал Ино во время лекции. – А это штука опасная и непростая. Надо хорошо понимать ее механизм, устройство. Это не каждый может».
По словам Брайана Ино сегодня мы живем в эпоху великих компьютерных технологий, которые дают современным художникам новые возможности для творчества.
«В истории музыки я выделяю три основных периода, – рассказал Брайан в ходе лекции. – В 19-м веке главным музыкальным открытием стал оркестр. В 20-м веке – звукозапись. Однако идея записанной единожды композиции, которую слушатель вынужден прокручивать тысячи раз в неизменном виде, себя исчерпала. В 21-м веке музыка будет каждый раз создаваться заново, посредством взаимодействия компьютера и человека», – считает мэтр.
Кроме того, во время лекции Брайан Ино поведал о своем проекте 77 Million Paintings, который он презентует на фестивале Yota Space, стартующем в Санкт-Петербурге 5 декабря.
«Это произведение, над которым я работаю уже в течение нескольких лет. Вначале я использовал проекторы со слайдами. Теперь – плазменные панели. При этом я беру изображения, которые раньше использовал для проекторов, – рассказал собравшимся Ино. – Большая часть из них сделана вручную в очень небольшом масштабе, а теперь их размер значительно увеличен. Здесь нет статики, и все постоянно меняется, причем очень медленно. Зритель может заметить перемены только после нескольких минут рассматривания изображения. Каждое сочетание изображений является уникальным».