В России завершается общественное обсуждение нового закона «Об образовании»
Законопроект был выставлен на обсуждение 1 декабря 2010 года. За три месяца поступило почти 9 тыс. откликов.
31 января в Интернете завершается общественное обсуждение законопроекта "Об образовании". У неравнодушных к содержанию документа пользователей сети остается лишь один день для того, чтобы оставить комментарии на сайте Zakonoproekt2010.Ru.
Законопроект был выставлен на обсуждение 1 декабря 2010 года. За три месяца поступило почти 9 тыс. откликов. Причем большинство - в последние полторы недели.
Наибольший интерес у комментаторов вызвала статья о стипендиях и других денежных выплатах учащимся (Статья 37 - 817 откликов), число замечаний к ней за неделю выросло более чем на 600. Причиной всплеска стало, вероятно, предложение помощника президента РФ Аркадия Дворковича отменить денежное поощрение за хорошую успеваемость. Заметно, что большинство высказавшихся в комментариях к статье - нынешние студенты.
Многие из них указывают на необходимость повышения суммы выплат, их привязки к прожиточному минимуму, а некоторые призывают прописать в законе термин "социальная стипендия". Кроме того, много откликов собрали статьи об основных правах и мерах социальной поддержки обучающихся (Статья 34 - 383 отклика) и о гарантиях для педагогов (Статья 49 - 463 отклика), тогда как, например, единый государственный экзамен обсуждается достаточно скромно (91 отклик) - фактически это может означать, что общество его в целом приняло.
На протяжении трех месяцев все поступившие замечания регулярно рассматривались комиссией по подготовке нового закона, возглавляемой советником президента РФ Вениамином Яковлевым. При этом комиссия нередко предлагала и свои поправки. Так, на одном из заседаний было предложено уйти от деления вузов на институты, университеты и академии с возможностью сохранения и использования вузами их старых названий (в то время как в нынешней редакции законопроекта содержится положение о разделении всех вузов на колледжи, институты и университеты и о переименовании академий).
Завершение общественного обсуждения законопроекта проходит на фоне споров вокруг ФГОС среднего общего образования, соблюдение которых, согласно документу, является гарантией качества полученных школьником знаний. Граждане, возражающие против новых ФГОС, уверены, что нельзя "объявлять предметом по выбору государственный язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина", и математику, "представляющую собой еще один язык, без которого "не говорит" ни одна другая наука".
Еще одной "жаркой" темой, осложняющей законодательную дискуссию, является будущее положение творческих училищ. По мнению культурной общественности, хореографические и танцевальные высшие учебные заведения должны получить в законе об образовании свой "особенный статус" и возможность отступать от стандартов.
Напомним, согласно проекту, ученики 10-х и 11-х классов получат право самостоятельно выбирать предметы для изучения и объем получаемых знаний. Обязательными станут лишь четыре дисциплины: курс "Россия в мире", основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), физкультура и подготовка индивидуального проекта.
Все остальные предметы объединены в шесть образовательных областей, в каждой из которых ученик может выбрать для изучения одну-две дисциплины. Всего предметов должно быть не больше семи. Например, в область "естественные науки" входят естествознание, физика, химия, биология и экология. При этом стандарты делят предметы по трем уровням преподавания.
Интегрированный курс дает минимальные знания и направлен на "социализацию учащихся", базовый курс обучает "основам" и лишь профильный - занимается "подготовкой к последующему профессиональному образованию". "Профильно" можно будет изучать максимум четыре предмета. Новый стандарт должен стать обязательным к 1 сентября 2020 года.