Минэкономразвития добивается общественного и профессионального контроля за госзакупками
Министерство экономического развития разработало новую концепцию закона о госзакупках с рабочим названием «О федеральной контрактной системе». Теперь чиновники смогут регулировать весь цикл госзакупок - от прогнозирования и планирования, размещения закупок до контроля за исполнением контрактов.
Министерство экономического развития разработало новую концепцию закона о госзакупках с рабочим названием «О федеральной контрактной системе». Теперь чиновники смогут регулировать весь цикл госзакупок, начиная от прогнозирования и планирования, размещения закупок до контроля за исполнением контрактов.
Предусматривается процедура формирования прогнозов и планов закупок, которые будут опубликованы на специальном интернет-портале, с тем чтобы эти планы стали и предметом общественного контроля, и позволяли выстраивать и планировать деятельность предпринимателям.
Также подразумевается сформировать типовые контракты, библиотеку типовых контрактов, обязательные процедуры обоснования начальных цен.
В части исполнения контракта предполагается существенно расширить прозрачность и публиковать информацию об исполнении контракта в доступных для анализа формах.
Тем не менее, ряд нерешенных вопросов еще остался, отмечает министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Чиновники зашли в тупик, размышляя над тем, делать ли под эти подходы отдельный закон, или же внести в существующий закон в виде поправок.
Другой вопрос — расширить ли способы размещения заказа и уйти от нынешнего перекоса в сторону аукционов. В Минэкономразвитии считают, что негибкость нынешней системы, скудный набор инструментов не спасает от коррупции, и иногда даже контроль только за соблюдением процедуры может быть индульгенцией для недобросовестных участников.
«Весь смысл закона в том, чтобы была ответственность за результаты и персональная ответственность, в том числе заказчиков. Должен быть сквозной общественный и профессиональный контроль за этими процедурами», - заявила Набиуллина.
Как доложил президенту России Дмитрию Медведеву руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, с 1 января 2011 года в России «вступили в силу некоторые новеллы законодательства о государственных закупках», обеспечивающие нормативно существование единого сайта государственных закупок. Теперь все государственные заказчики обязаны размещать оферты о госзакупках на этом сайте.
«Этот сайт, по сути, реализует конституционные принципы российского законодательства о едином экономическом пространстве. Более того, производитель, если он не найдёт соответствующей оферты по закупкам, например, оборудования либо другой продукции, которую производит, может оставить на поисковой системе соответствующий запрос. И если любой из российских заказчиков в любой момент времени выставит соответствующую оферту на закупку подобного или такого же оборудования, они получат об этом соответствующее электронное уведомление», - заключил глава УФАС.
В настоящее время на площадках и на сайте уже зарегистрировано более 70 тысяч соответствующих компаний. Однако чиновники предполагают, что к концу 2011 года количество «пользователей» составит 300–500 тысяч соответствующих компаний.
Количество зарегистрированных заказчиков, по данным Федерального казначейства, уже около 200 тысяч. Всего электронных ключей выдано от 1,5 до 2 миллионов соответствующим представителям компаний.
Если глава Минэконоразвития законодательно добьется введения открытых процедур для естественных монополий и госкорпораций, которые будут обязаны размещать на одном портале свои закупки, единое пространство по госзакупкам будет оцениваться от 12 до 14 триллионов рублей в год.
«Ещё раз хотел бы сказать, что нам нужны внятные, прозрачные и эффективные правила действий в этой сфере, правила проведения закупок. Это касается прежде всего планирования обеспечения государственных нужд, обоснования начальных цен закупок товаров и услуг, управления исполнением контрактов, мониторинга этих контрактов», - отметил президент.