Ходорковский: Путин назначил меня своим личным врагом
Перед тем, как отправиться по этапу ,экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский дал западной прессе откровенное интервью о ситуации в России, политике, коррупции и своем аресте. В частности, в Санкт-Петербурге такие издания как Le Figaro, The Wall Street Journal, The Frankfurter Allgemeine Zeitung выпустили в печать интервью с опальным олигархом.
Первое, на что обратил внимание Ходорковский — осторожное поведение иностранных инвесторов в России. «Три основных сдерживающих фактора очевидны: коррупция высока как никогда, явное отсутствие верховенства закона, и, в конечном итоге, появление значительного политического риска.
Уровень коррупции составляет 25% ВВП. Он никогда не был таким высоким за всю историю России. По данным неправительственной организации Transparency International, Россия сейчас находится где-то на уровне Нигерии. Это, пожалуй, все, что нужно знать об инвестиционном климате сегодня», - заявил Михаил Ходорковский.
Далее речь зашла о законодательстве России и применении его на практике. Ходорковский смело заявил, что в старне закон отсутствует, а как следствие судебная власть зависима от государства.
«Это говорю не только я: правительства США и Германии, так же как и Европейская Комиссия и Парламент, недавно снова подняли этот вопрос, приводя мою собственную ситуацию в качестве примера», - рассказывает Ходорковский.
В ходе интервью Ходорковский сравнил Россию с Северной Африкой и Ближним Востоком по степени развития демократии.
«Сегодня мы являемся свидетелями пробуждения демократии в странах, которые долгое время находились под властью авторитарных или диктаторских режимов. В России на повестке дня стоят те же фундаментальные проблемы, что и в регионе Северной Африки и Ближнего Востока: честные выборы, независимый суд, свободные СМИ, реальная борьба с коррупцией. Главная задача моей страны– не упустить историческое «окно возможностей» для спокойной либерализации, предоставления людям политических свобод, создания институтов демократического государства и гражданского общества. Во всяком случае, у страны осталось не так много времени», - рассуждает Михаил.
Далее Ходорковскому задают вопрос об ответственности Запада за то, что происходит в России. Позиция Ходорковского такова: «Приняв Россию в «восьмерку», остальные 7 стран-членов имеют моральную обязанность настаивать на том, чтобы Россия уважала общие ценности.
Сегодня в России отсутствуют свободные выборы, свобода выражения мнения и верховенство закона. В результате российское руководство получает пропуск в клуб без каких-либо обязанностей и обязательств.
Главное заблуждение некоторых людей на Западе заключается в том, что они считают в отношениях с Россией «реальной политикой» отказ от отстаивания евро-атлантических ценностей демократии, прав собственности и верховенства закона. Такие люди не думают о возможности тяжелых последствий, или надеются передать ответственность за проблемы будущим поколениям.
Однако, Россия— слишком влиятельный игрок на европейском континенте, а европейский «прагматизм» слишком серьезно влияет на психологическую атмосферу в нашей стране», -заявил Ходорковский.
Ходорковскому был задан вопрос и о его личной судьбе. «Ситуация такова, что моя линия поведения в тюрьме уже не несет новых угроз для моих друзей, семьи, коллег. За себя я не боюсь. А жизнь без цели— не жизнь. Еще в детстве мне оказалась близка мысль: «лучше ярко блеснуть и погаснуть, чем бессмысленно медленно тлеть». Так и живу.
Зашла речь и о роли Владимир Путина в деле ЮКОСа. «Владимир Путин назначил меня своим личным врагом,— сказал Михаил Ходорковский.— Как видно, он разделяет мнение Сталина о роли судебной власти, которое не соответствует международным стандартам. Тем не менее, он не один такой в России. Моему освобождению мешает целая группа людей, ставших миллиардерами и мультимиллионерами на разгроме ЮКОСа. И будет мешать, независимо от степени личной вовлеченности Владимира Путина в процесс», - заключил Михаил Ходорковский.