Д. Медведев дал интервью грузинским СМИ в преддверии трехлетия событий в Южной Осетии
Президент России Дмитрий Медведев в преддверии трехлетия войны между Грузией и Южной Осетией дал интервью телеканалам «Russia Today», «Первый информационный кавказский» и радиостанции «Эхо Москвы».
Президент России Дмитрий Медведев в преддверии трехлетия войны между Грузией и Южной Осетией дал интервью телеканалам «Russia Today», «Первый информационный кавказский» и радиостанции «Эхо Москвы».
Напомним, грузинские войска в ночь на 8 августа 2008 года атаковали Южную Осетию и разрушили часть ее столицы Цхинвали. Россия, защищая жителей Южной Осетии, многие из которых приняли гражданство РФ, ввела войска в республику и после пяти дней боевых действий вытеснила грузинских военных из региона. В конце августа 2008 года Россия признала независимость Южной Осетии и другой бывшей грузинской автономии - Абхазии. В ответ Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой и объявил две закавказские республики оккупированными территориями.
«Нужно прежде всего сделать так, чтобы наконец воцарился мир и чтобы абхазы, грузины, осетины могли находиться в нормальном полноценном диалоге. И тогда можно разрешить самые сложные вопросы: и вопросы беженцев, и вопросы проезда, пролёта, потому что это всё прикладные вещи применительно к тому конфликту, который, к сожалению, произошёл практически в эти же даты в 2008 году, - начал беседу с журналистами президент. - Поэтому нормальная дипломатическая работа, переговоры и возможность слышать друг друга – вот что необходимо для того, чтобы разрешить эти проблемы. Ну и плюс, конечно, признание реалий, признание тех реалий, которые сложились в регионе в результате той авантюры, которая случилась в 2008 году».
На вопрос главного редактора «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова, считает ли Медведев, что США подталкивали президента Грузии Михаила Саакашвили к развязыванию конфликта, глава государства ответил: «Я не считаю, что американцы подталкивали грузинского руководителя к агрессии. Но я думаю, что определённые нюансы, определённые акценты, слова могли возбудить надежды, что при возникновении любого конфликта «американцы нас не бросят».
«Анализируя ситуацию спустя три года, что бы Вы сделали по-другому? Что не смогла сделать Россия, чтобы предотвратить войну, избежать войны?» - спросила ведущая RT Софико Шеварднадзе. «Я могу прямо сказать, если бы я понимал, скажем, в июле, что в воспаленном мозгу господина Саакашвили зреют такие планы, может быть, я бы более жестко с ним разговаривал, старался бы вытащить его из этой ситуации, которая сложилась у него там, в Россию, в третью страну, для того чтобы с ним поговорить, чтобы хотя бы отговорить его. Но этого, естественно, я не знал, - отметил Дмитрий Медведев. - Поэтому, когда все это произошло, знаете, несмотря на то что мы понимали, что есть различного рода намерения силой восстановить территориальное единство страны, использовать войска, я думал, что это параноидальный сценарий, который никогда не будет реализован. Всегда же надеешься всё-таки на то, что разум будет сильнее, чем аргументы такого порядка. Именно поэтому (я уже неоднократно об этом говорил) то, что произошло 8-го, было для меня удивительным, потому что я понимал, что тем самым Саакашвили лично растерзал своё Отечество. И вот это самое страшное для него и для грузинского народа».
В ходе встречи с журналистами, президент России подчеркнул :«Конфликты ни к чему хорошему не приводили. Тот, кто скажет, что при помощи конфликта можно чего-то решить, тот врет. Предотвращение этого конфликта было бы на пользу всем, прежде всего Грузии. Ответственность за эту трагедию несёт только один человек – это президент Грузии. Саакашвили – законно избранный Президент Грузии. Только грузинский народ может ставить ему оценки, выносить ему вердикты. Рано или поздно он не будет Президентом Грузии. У нового президента появится возможность наладить нормальные отношения с Россией».
В конце интервью Дмитрий Медведев обратился к грузинскому народу: «Я очень надеюсь на то, что между нашими странами никогда никаких конфликтов больше не будет, даже в период пребывания у власти господина Саакашвили, потому что он получил хороший урок. Это первое.
Второе. Самое главное, чтобы мы, перевернув эту печальную страницу, помнили о том, что произошло, но смотрели в будущее, чтобы мы восстановили те огромные связи, которые существовали между русским народом, жителями России, и грузинским народом, чтобы мы восстановили добрососедские человеческие контакты в полном объёме. Они и сейчас есть. И вы как раз пример такого рода контактов – вы живёте, бываете и здесь, и там. Но мне бы хотелось, чтобы они были восстановлены в полном объёме. И мне бы очень хотелось, чтобы это произошло как можно быстрее. Это не просто выгодно для двух стран. Это, если хотите, зов сердца. Я говорю предельно искренне: мне бы хотелось, чтобы это произошло как можно быстрее. И если мы будем трудиться для этого, то мы сможем эту задачу решить. Но здесь не всё зависит от России».
Фото: сайт Кремля