Предотвращенным в Москве терактом оказался подрыв «Сапсана»
Боевики с Северного Кавказа готовили подрыв скоростного поезда «Сапсан», пользующегося большой популярностью у политиков и бизнесменов, на маршруте Москва—Санкт-Петербург. Жертвами преступников могли стать сотни человек.
Боевики с Северного Кавказа готовили подрыв скоростного поезда «Сапсан», пользующегося большой популярностью у политиков и бизнесменов, на маршруте Москва—Санкт-Петербург. Жертвами преступников могли стать сотни человек.
Вероятные террористы уже задержаны, им предъявлены обвинения.
Учитывая, что ФСБ собрала множество улик по делу и обвиняемым грозят внушительные сроки, защита рекомендует им заключить досудебное соглашение о сотрудничестве со следствием и ходатайствовать о рассмотрении дела в особом порядке, отмечает «КоммерсантЪ».
Долгое время ФСБ не распространялась о готовившемся теракте и его исполнителях. После того, как преступников задержали, директор ФСБ Александр Бортников сообщил президенту России Дмитрию Медведеву и том, что им удалось предотвратить один из крупнейших терактов в Московском регионе.
«Задержаны 4 жителя Северного Кавказа, которые готовили взрывы в местах массового скопления москвичей, изъято самодельное взрывное устройство, готовое к применению, общей мощностью 10 килограммов в тротиловом эквиваленте. Изъято оружие, карты-схемы с выбором места и осуществления этого террористического акта, выявлен ряд пособников, которые принимали участие в подготовке этой акции», - единственные подробности, которые ранее сообщал глава ФСБ.
Организатором взрыва назван 22-летний житель Кабардино-Балкарии Ислам Хамуже, который в прошлом году перебрался в Дагестан, где и прошел спецподготовку у «лесных». В том же году лидеры НВФ отправили Ислама Хамужева в Москву, где он познакомился в одной из мечетей с давно живущими в столице выходцами из Чечни и Ингушетии Мурадом Эдильбиевым и Мурадом Умаевым. Четвертым участником заговора, как считает следствие, стал приехавший в столицу из Мордовии и посещавший ту же мечеть Фярит Невлютов.
На допросе обвиняемые рассказали, что у них было достаточно причин, чтобы стать террористами. Как оказалось, Мурад Эдильбиев в 1999 году стал свидетелем гибели его товарищей, 10-летним мальчиком он видел, как военнослужащие «грубо нарушали права жителей республики».
Основу для взрывчатки — аммиачную селитру — злоумышленники купили в хозяйственном магазине столицы.
Теракт планировался на конец июня. Наиболее подходящим для реализации задуманного был признан небольшой перелесок у железнодорожной платформы Фирсановка: здесь было относительно безлюдно для безопасной закладки бомбы в ночное время, но в то же время к лесополосе вплотную подходило несколько автодорог местного значения, что облегчало им отход после минирования. Время подрыва они не выбрали: само расписание — а поезд проезжал мимо несколько раз в сутки — давало им большой выбор.
По данным проведенной рекогносцировки будущие диверсанты составили подробный план-схему местности, который у них впоследствии изъяли чекисты.
В преддверии теракта его организатор неожиданно заявил о срочной поездке на родину и поручил соратникам довести дело до конца. В тот же день сообщники собрали заготовки бомбы — селитру, батарейки, провода и прочее — в объемную дорожную сумку и перевезли ее в квартиру Мурада Эдильбиева в Тушино. На вопрос матери о том, что находится в багаже, молодой человек объяснил, что приятель попросил его подержать у себя дома его разобранный на запчасти компьютер. К Мураду Эдильбиеву затем переправили и карабин «Сайга», принадлежащий Исламу Хамужеву. Причем, передавая зачехленное оружие приятелю, организатор сообщил ему, что в брезентовой упаковке находится его зарегистрированное охотничье ружье.
Правоохранительные органы подчеркивают, что вся подготовка железнодорожного теракта, особенно на ее завершающей стадии, проходила под контролем оперативников ФСБ России. Когда и как именно чекисты вышли на участников заговора, неизвестно, но обезвредили они диверсантов вовремя, пишет газета.
Лефортовский райсуд Москвы 7 и 8 июля арестовал всех четверых на два месяца, а ФСБ инкриминировала им приготовление к теракту, незаконное изготовление и хранение оружия и боеприпасов (ст. 30, 205, 222 и 223 УК РФ).
Защита отказывается обсуждать подробности уголовного дела, ссылаясь на тайну следствия. Но адвокат Мурада Эдильбиева считает, что его клиент ни за что не стал бы взрывать поезд. По словам адвоката, об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что еще на стадии подготовки преступления Мурад Эдильбиев фактически предотвратил его, добровольно выбросив оружие и заготовки к бомбе.
«Мурад очень тяжело переживает ситуацию, в которой оказался, и искренне раскаивается,— пояснил защитник.— Я уверен, что мой клиент стал жертвой обстоятельств, попав под чужое влияние».
Фото пресс-службы Кремля.