Ространснадзор: одной из причин крушения «Булгарии» стали пробоины
Комиссия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта завершила расследование аварии дизель-электрохода «Булгария», находящегося в аренде у ООО «АргоРечТур».
Теплоход «Булгария» затонул на Куйбышевском водохранилище из-за совокупности нескольких факторов — невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна, а также низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна, четыре пробоины и неисправность механизмов - с 8 июля не работал левый главный дизель-генератор.
К такому выводу пришли специалисты Ространснадзора в ходе расследования катастрофы, унесшей жизни 122 человек.
Как говорится в документе, непосредственной причиной затопления судна явилось существенное снижение его остойчивости в штормовых условиях из-за попадания воды в помещения судна через открытые бортовые иллюминаторы и образования свободной поверхности воды в отсеках ниже главной палубы, что привело к возникновению значительного крена судна на правый борт и последующему затоплению «Булгарии».
Именно капитан теплохода принял решение выйти в рейс от причала н.п. Болгары в Казань, несмотря на действовавшее штормовое предупреждение по силе ветра и видимости на Куйбышевском водохранилище (порывы ветра до 20 м/с). Экипаж «Булгарии» не проконтролировал закрытие иллюминаторов ниже главной палубы.
«В ходе осмотра затонувшего судна водолазами было зафиксировано, что на левом борту дизель-электрохода было открыто 27 иллюминаторов, на правом - 11 иллюминаторов», - говорится в заключении комиссии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Также эксперты обнаружили четыре отверстия в корпусе судна с правого борта, в месте расположения цистерны для сбора сточных вод, общей площадью 44 кв. см.
С каждым неправильным решением и действием капитана крен на правый бок становился все больше — сначала 4°, затем 9° и 13°. В итоге суммарное количество поступающей в отсеки судна воды достигло 125 тонн в минуту.
«В результате все иллюминаторы и часть главной палубы правого борта погрузились в воду. Вода через открытые иллюминаторы, брызгозащитные двери и входные люки главной палубы стала интенсивно поступать во внутренние помещения судна. За последующие 5-7 секунд произошло резкое увеличение крена от 15 до 20 градусов, в результате чего судно опрокинулось на правый борт и затонуло», - заключили в Ространснадзоре.
Материалы расследования будут направлены в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации. Ространснадзор проводит собственное расследование по действиям и степени ответственности должностных лиц ведомства.