В Красноярском крае дробление епархии продолжится, считает эксперт
До патриарха Кирилла РПЦ в основном занималась восстановлением и расширением православных храмов. На сегодняшний день этот процесс уже выстроился. И сейчас перед церковью стоит задача более актуальная — работа с людьми, считает красноярский религиовед.
Этот год стал для Енисейской епархии знаменательным. Сначала в конце мая на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение об образовании в пределах Красноярского края Енисейской епархии. В её состав вошли Енисейский, Казачинский, Мотыгинский, Пировский, Северо-Енисейский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Туруханский и Эвенкийский районы Красноярского края, они были выделены из состава Красноярской Епархии. На должность архиепископа Енисейского и Норильского был определен епископ Чукотский и Анадырский Никодим. Архиепископ Антоний стал руководителем Красноярской и Ачинской епархии.
Спустя непродолжительное время владыка Антоний обратился к патриарху Кириллу с просьбой выделить в границах региона еще одну епархию - Канскую и Богучанскую. Предстоятель поддержал эту инициативу, и если верить слухам, то дробление епархии на красноярской земле еще продолжится.
Профессор, доктор философских наук, завкафедрой религиоведения Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева Людмила Григорьева считает, что такая политика разделения епархии касается не только Красноярского края, но и РПЦ в целом. «Дробление епархий идет практически повсеместно. Один из последних примеров - Екатеринбургская епархия. Сегодня это достаточно широкий процесс. Официальная позиция РПЦ такова: когда епископ становится руководителем общей большой территории с огромным количеством приходов, постепенно он отдаляется от них. И его главная функция — духовная — она растворяется. Епископ начинает больше внимания уделять административно-хозяйственным делам, - объяснила Людмила Григорьева. - Я думаю, что первоочередная цель дробления епархий, это желание приблизить епископа к приходам. В первую очередь, к духовенству, чтобы они знали в лицо всех священников. Проще говоря, жили одной братской семьей. Тогда епископ на своей территории сможет быть ближе к верующим, больше внимания уделять духовному развитию и становлению епархии».
До патриарха Кирилла РПЦ в основном занималась восстановлением и расширением православных храмов. На сегодняшний день этот процесс уже выстроился. И сейчас перед церковью стоит задача более актуальная — работа с людьми, считает религиовед.
Что касается вопроса о дальнейшем дроблении епархии в Красноярском крае, Людмила Григорьева отметила, что пока решение патриархом не принято, говорить рано о чем-то конкретном. «Но разговоры идут давно. После недавней встречи патриарха Кирилла и владыки Антония в Абакане, потом в Иркутске, Антоний по возвращению обсудил еще и выделение Минусинской и Курагинской епархии. Тем более, что на сегодняшний день именно на юге края достаточно сложная ситуация в связи с общиной Виссариона. Даже несмотря на то, что совсем недавно в Черемшанке открыли православный храм и назначили настоятеля, там сохранилась сложная ситуация, которая требует решения», - добавила эксперт.
Когда у епископа много разных проблем, заниматься какими-то точечными вопросами ему не под силу. А при дроблении епархий это становится более возможным - управляющие епархиями могут заниматься этими вопросами более детально и предметно.
«Тем более надо понимать, что патриарх Кирилл достаточно молодой патриарх, и он сейчас укрепляет свои позиции с помощью своей команды, людей, которых назначает на руководителей епархий. Стоит отметить, что и состав епископов становится моложе. Они будут укреплять православие, но уже исходя из сегодняшних реалий», - заключила Людмила Григорьева.