Як-42 разбился в Ярославле из-за невыключенного стояночного тормоза
Причиной крушения самолета ЯК-42, на борту которого находилась хоккейная команда ярославского «Локомотива», заключается в том, что пилоты не выключили стояночный тормоз.
Специальная комиссия установила, что самолет ЯК-42 начал разгон по взлетно-посадочной полосе (ВПП) с невыключенным стояночным тормозом, пишет газета «Московский комсомолец» со ссылкой на личный источник.
Стояночный тормоз - аналог ручного тормоза в автомобиле - используется только во время стоянки. Мощности двигателей вполне хватает, чтобы воздушное судно тронулось с места, находясь на стояночном тормозе (так же, как некоторые забывчивые автомобилисты трогаются на «ручнике») и проехало по рулежной дорожке на ВПП. А вот разогнаться до взлетной скорости уже становится проблематично.
Кроме того, источник сообщил «МК», что, как следует из расшифровки речевого самописца Як-42, непосредственно перед взлетом командир воздушного судна Андрей Соломенцев приказал второму пилоту Игорю Жевелову взять управление на себя, мотивируя это плохим самочувствием.
Стояночный тормоз должен был отключить именно командир. Но, возможно, в момент передачи управления пилоты о нем просто забыли и не обратили внимание на соответствующий сигнал на приборной панели (звуковым сигналом он не дублируется).
Почему экипаж принял решение продолжать взлет, а не применить экстренное торможение, неизвестно. Возможно, пилоты понадеялись на то, что им хватит длины ВПП - самолет стартовал с половины полосы, а это 1,5 км, тогда как Як-42 для взлета нужно 800 метров. В результате самолет взлетал уже с грунта (он проехал задними тележками шасси примерно 400 метров по траве). Само по себе это не стало бы причиной трагедии, но самолет не успел набрать безопасную высоту, зацепился за мачту маяка, что и привело к крушению лайнера.
Напомним, катастрофа с самолетом ЯК-42 произошла 7 сентября в Ярославле. На его борту находилась в полном составе хоккейная команда ярославского «Локомотива». Крушение самолета произошло на этапе взлета. Воздушное судно разбилось и погибла вся команда и почти весь экипаж. В живых остался только бортпроводник Александр Сизов.