В. Якунин: Проблемы транспортировки грузов на РЖД необходимо решать на законодательном уровне
В последнее время в работе сети железных дорог наблюдается дисбаланс, вызванный отсутствием законодательной базы, регулирующей процесс организации управления частным вагонным парком.
Президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин в воскресенье, 16 октября, провел в Красноярске рабочее совещание по вопросам создания эффективной модели управления частным парком грузовых вагонов и своевременного вывоза грузов.
В последнее время о проблемах с транспортировкой грузов говорили немало. Участники отметили, что в настоящее время регионы Сибири не испытывают проблем с перевозкой таких грузов, как зерно и уголь, для которых наступил сезонный пик погрузки. Однако в целом в работе сети железных дорог наблюдается дисбаланс, вызванный отсутствием законодательной базы, регулирующей процесс организации управления частным вагонным парком.
На совещании также звучали критические замечания, связанные с ценообразованием на предоставление вагонов частных операторов, когда реальная стоимость подвижного состава намного превосходит гостариф. При том, что регулируемая государством инфраструктурная составляющая тарифа уменьшается, вагонная часть – ее собственники и операторы устанавливают самостоятельно – постоянно растет.
По словам Владимира Якунина, в некоторых регионах «накрутка» достигает 90%, что отражается не только на конечной стоимости перевозимой в таких вагонах продукции, но и на всех экономических процессах страны. В частности, в Красноярском крае такой подход привел к серьезным проблемам в лесной отрасли. На дороге произошло снижение объемов перевозок лесных грузов. "Причина кроется в тарифной политике коммерческих структур – собственников вагонов. Из-за завышения ими ставок лесозаготовители перенаправили часть груза на другие виды транспорта", - объяснил начальник Красноярской железной дороги Владимир Рейнгардт.
Все участники совещания согласились с тем, что ситуация требует незамедлительного вмешательства государства, а именно внесения изменений в действующее российское законодательство с целью разработки единой системы управления вагонным парком. Также была поддержана инициатива ОАО «РЖД» о создании в регионах координирующих органов под председательством руководителя дороги, с участием всех сторон перевозочного процесса, включая железные дороги, дочерние общества РЖД, частных операторов подвижного состава и грузовладельцев, а также представителей региональных властей – для оперативного реагирования.
"Решение о создании конкурентной среды в сфере грузоперевозок было верным. Оно позволило привлечь инвестора, в результате чего сегодня вагонный парк превосходит число вагонов пикового 1988 года. Иначе мы сейчас решали проблему не избытка полувагонов при искусственном дефиците, а реального дефицита подвижного состава. Но необходим ряд законодательных инициатив, которые бы побуждали владельца вагона искать груз, а не ждать выгодные грузы, оставляя вагон на станции", - подчеркнул президент РЖД.
Все предложения, направленные на совершенствование технологии управления подвижным составом, которые должны создать равные и благоприятные условия для работы всех участников транспортного процесса, в ближайшие дни будут представлены председателю правительства РФ Владимиру Путину.
Напомним, в субботу, 15 октября, Путин поручил Якунину лично разобраться с ситуацией, сложившейся на рынке грузоперевозов на железной дороге.