Пилот разбившегося Як-42 при взлете давил на тормоз с усилием в 64 кг
В ходе летных испытаний была экспериментально доказана версия о том, что Як-42 и 45 человек, находившихся на его борту, погубили не технические неисправности и не проблемы с качеством топлива, а именно тормозящий момент на его колесах. Создан он был опять же не отказавшей техникой, а управляющим пилотом, который зачем-то поставил ноги на педали при взлете.
Разбившийся под Ярославлем Як-42 с хоккейным клубом "Локомотив" погубила ошибка пилота. Накануне специалисты Летно-испытательного института имени Громова, участвующие в расследовании катастрофы, завершили серию летных экспериментов. Последний полет в подмосковном Жуковском расставил все точки над "i".
Как оказалось, чтобы разбить лайнер, пилоту пришлось приложить усилие в 64 килограмма, а если бы он вообще устранился от управления, взлет прошел бы нормально, сообщает "КоммерсантЪ".
Пилот-испытатель, сидевший в левом кресле командира, имитируя действия своего погибшего коллеги из компании "Як-Сервис", во время разгона держал ноги на тормозных педалях. Одновременно ему приходилось оттягивать на себя штурвал, поднимая руль высоты машины в положение кабрирования. Отличие вчерашних полетов от пяти предыдущих было в том, что на этот раз к штурвальной колонке самолета был присоединен специальный прибор — динамометр, измеряющий усилия рук пилота.
"Пока руль высоты находился в штатном для взлета Як-42Д положении — 5-6 градусов, усилия от пилота, как показал прибор, требовались совсем незначительные — всего в несколько килограммов. Иначе говоря, даже в неудобной позе, с ногами на педалях, летчик мог поддерживать правильную летную конфигурацию машины. Однако, как следовало из данных бортового самописца разбившегося самолета, его руль высоты еще во время разгона был отклонен сначала до 10 градусов, а затем, перед отрывом от земли, и до 13 градусов. Когда испытатели попытались воспроизвести это отклонение, от них потребовалось, согласно показаниям динамометра, уже усилия рук в десятки килограммов", - пишет газета.
Пилотам-испытателям удалось поставить штурвал под углом 13 градусов, приложив усилие в 64 кг. Для этого специалист был вынужден упереться ногами в педаль тормоза.
Показательным стал последний экспериментальный взлет, когда специалисты установили руль высоты в штатное положение 5 градусов, убрали руки и ноги с органов управления машины, как бы устранившись от пилотирования, и Як-42 уверенно поднялся в воздух.
Таким образом, в ходе летных испытаний была экспериментально доказана версия о том, что Як-42 и 45 человек, находившихся на его борту, погубили не технические неисправности и не проблемы с качеством топлива, а именно тормозящий момент на его колесах. Создан он был опять же не отказавшей техникой, а управляющим пилотом, который зачем-то поставил ноги на педали при взлете.
Результаты летных испытаний лягут в основу отчета технической комиссии о причинах катастрофы Як-42Д. Эксперты уже приступили к его подготовке, отмечает "Ъ".
Фото пресс-служба МЧС России.