Коммунальному мосту - 50 лет
Сегодня уже трудно себе представить, что было бы, если бы полвека назад Коммуна-льный мост не построили. Части правого берега в том виде, в котором мы привыкли видеть его на карте города, нет, а переправляться туда по-прежнему приходится по понтонной переправе. Вместо многих привычных улиц деревни Черёмушки, Верхняя и Нижняя Базаиха.
Без моста для Красноярска жизни нет. Первые проекты перехода через Енисей появились ещё в 30-х годах. Но осуществить задуманное помешала вторая мировая война. К середине столетия стало ясно: мост надо строить немедленно - краевой центр задыхается без переправы. Осталось определиться, где возводить сооружение.
"Размещение моста по улице Вейнбаума - элемент случайности. Вдруг там был бы плохой грунт или плохое основание? Тогда бы его в другом месте сделали. Но его всё равно бы сделали", - пояснил архитектор Валерий Крушлинский.
В это время уже существовал понтонный мост. Он несколько облегчил жизнь красноярцев, но всё равно пропускная способность была очень низкой.
"Чтобы переправиться через мост с левого на правый берег, иногда грузовики по часу стояли в очереди. Небезопасно было ходить и проезжать по этому мосту, потому что он расшатывался, поэтому постоянно дежурили аварийные катера", - рассказала заведующая отделом истории Красноярского краевого краеведческого музея Татьяна Никандрова.
Константин Федуранов 60 лет строил мосты. Но самым главным делом своей жизни считает именно Коммунальный. Его ещё на стадии проектирования решили сделать сборным. Монтаж арок моста вёлся опасным методом - без подстраховочных опор. Арки отливали из бетона на острове Отдыха, затем на баржах подвозили на место. И монтировались они и замыкались на плаву.
17 октября 1961 года по мосту пошёл транспорт. Открытие приурочили к XXII съезду КПСС. Но официальной датой рождения считается 15 ноября. В этот день был подписан акт о приёмке сооружения в эксплуатацию. Именно поэтому у Коммунального моста два дня рождения.