Регионы России получат больше свободы и денег
Регионы получат федеральные полномочия и дополнительные средства на их исполнение за счет перераспределения налогов, акцизов, отмены федеральных льгот и перераспределения дотаций Фонда финансовой поддержки регионов.
Регионам нужен больший простор для проведения эффективных решений в целях повышения уровня жизни людей и достаточное количество ресурсов для того, чтобы эти полномочия осуществлять. Такой курс провозгласил президент Дмитрий Медведев на заседании Госсовета по вопросу перераспределения полномочий между федеральными и региональными органами власти.
Глава государства подчеркнул, что, проводя децентрализацию, необходимо учитывать разное географическое положение территорий и уровень их экономического развития, поэтому не исключено, что потребуется и дифференцированный подход в создании правовых, инвестиционных и даже налоговых режимах в отдельных регионах.
По словам Медведева, регионам нужно делегировать больше полномочий с федерального уровня, так как в ряде случаев их исполнение на региональном уровне может быть более эффективным, уверен глава государства. При этом регионы должны получить право ставить вопрос о делегировании им таких полномочий.
Как уточнил вице-премьер Дмитрий Козак, все полномочия, которые можно было бы передать на региональный уровень, были переданы в предшествующие годы, поэтому сегодня предлагается упор сделать прежде всего на делегировании регионам федеральных полномочий за счёт передачи контрольно-надзорных и исполнительно-распорядительных полномочий в санитарно-эпидемиологическом, ветеринарном и экологическом надзоре.
По словам заместителя председателя Правительства, предполагается передать восемь территориальных органов в ведение субъектов РФ, руководители которых должны сами принять решение о дальнейшей судьбе этих органов, о дальнейшей судьбе их руководителей и взять на себя ответственность за выполнение соответствующих полномочий. Исключением станут полномочия тех федеральных органов, которые осуществляют контроль и надзор за деятельностью самих региональных органов власти, - Росфиннадзор, Федеральная антимонопольная служба, правоохранительные органы и их функции по расследованию, раскрытию преступлений, функции в сферах обороны и безопасности государства. Эти федеральные структуры Козак предлагает укрепить и обеспечить всем необходимым, чтобы сохранить их независимость и объективность при выполнении собственных функций.
В целом предлагается передать более 100 полномочий на региональный уровень, осуществляемых более 220 тысячами федеральных служащих в 18 министерствах и ведомствах. Территориальные органы восьми ведомств предлагается передать в ведение субъектов Российской Федерации. По предварительным расчётам, ежегодные расходы федерального бюджета только на денежное содержание этих служащих составляют 67,5 миллиарда рублей.
Президент отметил также, что совершенствование межбюджетных отношений должно предоставить регионам существенные дополнительные средства для полноценной работы.
Кроме того, регионам нужно предоставить больше самостоятельности в распоряжении средствами федеральных субсидий. То же относится и к отношениям регионов с муниципалитетами. Необходимо подумать о степени такой самостоятельности и продумать механизм реализации этих полномочий.
"Сейчас практикуется выделение отдельной субвенции под каждое делегируемое полномочие. Таких субвенций уже 21 на сегодняшний день. Рабочей группой по финансовым, налоговым вопросам и межбюджетным отношениям предлагается консолидировать федеральные средства в рамках так называемой единой субвенции", - сообщил президент.
В этом году общий объём субвенций составляет более 200 миллиардов рублей. На следующий год запланированный объём субвенций составляет 250 миллиардов рублей, сообщил вице-премьер Дмитрий Козак. К этим 250 миллиардам рублей при передаче полномочий будут добавлены 67 миллиардов, необходимые на содержание федеральных служащих. Регионы получат право самим определять приоритеты при распределении этих субвенций между территориями и оставлять в случае, если они будут эффективно работать, при эффективном выполнении полномочий оставлять экономию у себя.
"Нужно избавить регионы от опасений, что не все переданные полномочия будут обеспечены необходимыми финансами. Этого категорически допустить нельзя", - подчеркнул Медведев.
Источники доходов региональных и местных бюджетов, в том числе собственные источники, должны быть расширены на реализацию как возможных полномочий, так и уже существующих. Президент напомнил свои слова из Послания Федеральному собранию о том, что объёмы дополнительных источников доходов региональных и местных бюджетов, в том числе собственных, могут составить до одного триллиона рублей, но эти источники еще нужно найти. По словам президента, ими могут стать перераспределение ряда налогов и отмена некоторых федеральных льгот.
Как уточнил вице-премьер Александр Хлопонин, на региональный уровень предлагается передать налог на прибыль организаций в размере двух процентов и водный налог, что позволит, по оценкам экспертов, увеличить доходы бюджетов субъектов Российской Федерации более чем на 240 миллиардов рублей. Кроме того, предлагается передать в распоряжение регионов части годового прироста НДС, предоставлять дотации регионам, достигшим наилучших результатов в развитии собственного экономического потенциала и продолжить практику предоставления поощрительных дотаций регионам, которые достигли наилучших результатов в сфере развития предпринимательства и привлечения инвестиций. На эти цели из федерального бюджета предусмотрено 10 миллиардов рублей, уточнил Хлопонин.
Кроме того, будут оптимизированы и частично отменены льготы по региональным и местным налогам, что позволит увеличить доходы бюджетов ещё приблизительно на 200 миллиардов рублей. Речь идёт о льготах по налогам на имущество и земельному налогу в отношении участков, предназначенных для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности, охраны правопорядка, таможенных нужд субъектов естественных монополий. При этом следует иметь в виду, что отмена указанных льгот не должна привести к росту тарифов на услуги естественных монополий и необходимости дополнительного субсидирования государственных организаций.
Предлагается подготовить план поэтапной отмены с 1 января 2013 года льгот, установленных на федеральном уровне, и изъятия из объектов налогообложения по региональным и местным налогам, в том числе: по налогу на имущество организаций – в отношении имущества субъекта естественных монополий; земельному налогу – в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Регионы получат акцизы на этиловый спирт, табачную продукцию, легковые автомобили, мотоциклы, спиртосодержащую продукцию, автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных инжекторных двигателей, производимых на территории Российской Федерации. Это ещё свыше 170 миллиардов рублей. При этом предлагается перераспределять поступающие в федеральный бюджет доходы от указанных акцизов между регионами пропорционально численности проживающего в них населения.
С 2013 года начнется поэтапный переход на взимание единого налога на недвижимость взамен земельного налога и налога на имущество в тех регионах, где проведён кадастровый учёт и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости.
Регионы и муниципалитеты получат право устанавливать штрафы и сборы, перечень которых должен быть утверждён федеральным законодательством.
Предлагается рассмотреть вопрос об уплате налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика, а не по месту учёта налогового агента.
Что касается мер по совершенствованию межбюджетных отношений, то предлагается ежегодно индексировать средства Фонда финансовой поддержки регионов на индекс-дефлятор аналогично индексу других расходных обязательств федерального бюджета, что позволит повысить уровень бюджетной обеспеченности субъектов.
Дотаций Фонда финансовой поддержки регионов будут перераспределены в пользу субъектов с наименьшим уровнем бюджетной обеспеченности. Предлагается установить предельный уровень выравнивания бюджетной обеспеченности в размере до 85 процентов вместо 100 процентов.
По данным Хлопонина, в настоящее время финансовая поддержка оказывается регионам, у которых расчётная бюджетная обеспеченность составляет почти 100 процентов, то есть близка к уровню регионов-доноров. Это приводит к тому, что 10–15 регионов получают финансовую помощь, которая не оказывает существенного влияния на их финансовое состояние и лишает стимулов становиться донорами. Предлагаемое уточнение позволит сократить с 70 до 60 число регионов, получающих дотации, и увеличить с 13 до 23 количество регионов-доноров, и высвободить дотации в объёме более 8 миллиардов рублей для направления регионам с объективно низким уровнем бюджетной обеспеченности.
Предлагается также оптимизировать и консолидировать субсидии на софинансирование региональных и муниципальных расходов. При этом предлагается применять принцип предоставления единой субсидии в рамках каждой государственной программы с оценкой эффективности её использования в соответствии с целевыми показателями и индикаторами программы.