ATR-72 под Тюменью разбился из-за отказа обработать самолет антиобледенителем
В подвижные части крыльев, необходимые для управления углом крена самолета, забился лед, в результате чего лайнер потерял управляемость.
Самолет ATR-72 авиакомпании UTair разбился под Тюменью из-за обледенения подвижных частей крыльев - элеронов. Такой вывод эксперты Росавиации сделали на основании расшифровки "черных ящиков". В элероны, необходимые для управления углом крена самолета, забился лед, в результате чего лайнер потерял управляемость. Обнаружив это, пилоты попытались вернуться на аэродром, однако развернуться не получилось и самолет разбился через 10 минут после взлета. Как следует из официального сообщения МАК, "после взлета самолет набрал высоту примерно 210 метров после чего возник сначала правый крен более 35°, а затем левый крен, достигший более 50° в момент столкновения с землей".
"Это означает, что на самолете была снижена поперечная управляемость, - объяснил "Известиям" собеседник в Росавиации. – Такое могло произойти в том случае, если в щели крыла и элеронов попала вода, которая превратилась в лед. Элерон крепится к концу крыла, но крепится не плотно, а с небольшим зазором. Этот зазор необходим для того, чтобы в полете не случились завихрения и элерон не потерял эффективность".
Как стало известно сразу после катастрофы, 28-летний командир экипажа Сергей Анцин по неизвестным причинам отказался от обработки самолета антиобледенителем «Арктика».
"Смахнут снег метелкой с крыла, проведут рукой – вроде все в порядке, крыло не обледеневшее, а что делается в этих щелях-зазорах никто внимания не обращает, - объяснил источник "Известий". – Между тем, если закупорить эти щели, эффективность элеронов будет снижена. Картина полета это подтверждает: сначала пилоты сделали один крен, потом другой, убедившись, что машина не слушается, решили вернуться. А для этого нужно делать разворот – и тоже с креном. Ребята попали в сложное положение: вариантов справиться с потерей управляемости есть несколько, но четких рекомендаций нигде нет".
Специалисты также выясняют, почему после обнаружения неполадок пилоты не вышли на связь с диспетчерами аэропорта - либо у них не было на это времени, либо они пытались самостоятельно решить проблему, вернувшись в аэропорт.
КВС Сергей Анцин закончил Ульяновское высшее авиационное училище в 2008 году и успел налетать 2,5 тыс. часов. У второго пилота - 23-летнего Никиты Чехлова - было еще меньше - 1,7 тысяч часов. В UTair уверяют, что оба пилота недавно проходили переподготовку и обучение на тренажерах, однако где и когда именно, не сообщают.
Извстно, что комплексный тренажер для самолетов ATR-42 (базовая модель для ATR-72), который авиакомпания закупила «Транзас», до сих пор не введен в эксплуатацию, а на процедурных тренажерах ATR в Тюмени можно отработать далеко не все ситуации.
Три самолета ATR-72 UTair купила в Финляндии в 2008-м году. По контракту при закупке лайнеров продавец обязан обучить и летный состав покупателя. Выпускник летного училища 2008 года Сергей Анцин попасть на эти курсы не мог, его обучали российские инструкторы.
Напомним, что в катастрофе погиб 31 человек, включая четырех членов экпиажа. 12 пассажиров госпитализированы в тяжелом состоянии. По факту катастрофы Уральским следственным управлением на транспорте Следственного комитета Российской Федерации возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).