Вернуть банку потребительский кредит без санкций заемщик сможет в течение 10 дней
Министерство финансов представило обновленный законопроект "О потребительском кредите"
Министерство финансов в конце марта представило обновленный законопроект "О потребительском кредите", по которому заемщик имеет право погасить весь потребительский кредит или его часть, уведомив кредитора не менее чем за 30 дней до этого, если короткий срок не установлен договором. Также заемщик имеет право на предоставление от кредитора полной и достоверной информации об условиях, предоставления, использования и возврата потребительского кредита до заключения договора. Рассылка банками платежных карт без письменного согласия заемщика не допускается.
Если заемщик решил отказаться от получения потребительского кредита или досрочно его вернуть, то срок на это ограничен 10-ю днями. В течение этих дней, после того как средства были получены, их можно вернуть без уведомления об этом кредитора. Заплатить придется только проценты за фактический срок кредитования. Если кредит предоставлен с условием использования полученных средств на определенные цели, то заемщик, согласно законопроекту, имеет безусловное право в течение 30 дней досрочно вернуть всю сумму кредита или ее часть без предварительного уведомления кредитора с уплатой процентов за фактический срок кредитования.
В обновленном документе четко прописано содержание договора кредитования. В частности, банк должен предоставить заемщику возможность исполнять его денежные обязательства по кредиту без дополнительных затрат. В договоре должен быть указан хотя бы один бесплатный способ погашения задолженности. Правда, оговаривается, что этот способ должен быть доступен в пределах региона, где оформлен потребительский кредит. Способ бесплатного исполнения гражданином его обязательств по кредиту банк определяет самостоятельно.
Минфин также предлагает изменить правила уведомления клиентов об изменении тарифов по договорам банка. Сейчас большинство банков в договорах предусматривают право на одностороннее изменение тарифов, доводя до сведения клиентов информацию о предстоящих изменениях менее чем за 15 дней до даты введения новых тарифов. Информация доводится до граждан посредством размещения ее на сайте и (или) в структурных подразделениях кредитной организации. В поправках предлагается внести изменения в закон «О банках и банковской деятельности», который увеличивает этот срок до 45 дней до даты такого изменения.
Кроме того, предлагается обязать банки направлять персональное уведомление клиенту о предстоящем изменении или установлении размера комиссионного вознаграждения по почте или иным определенным договором способом. Это также должно быть сделано не позднее 45 дней до даты изменения тарифов. «В договоре может быть определена плата за персональное уведомление клиента, которая не должна превышать затраты на составление и направление персонального уведомления предусмотренным договором способом», — говорится в поправках к законопроекту.
Нововведения корреспонденту Sibnovosti.ru прокомментировали в пресс-службе Сбербанка России.
"Говорить о том, что красноярцы массово гасят потребительские кредиты, полученные в Сбербанке, не приходится. Их доля за 2011 год составила 5,9%. В российской практике потребительского кредитования существует насущная потребность внесения ясности и однозначности в части взаимоотношений между кредитором и заемщиком, которая в настоящее время регулируется общими нормами права и нормативными документами Банка России. Наличие специального закона является атрибутом развитости рынка розничного кредитования, и в целом закон призван стать неким сводом правил работы в этой сфере. Некоторые расходы по перестройке работы банкам понести придется, но с другой стороны, следование нормам закона должно привести к большей «осмысленности» взятия кредита со стороны заемщика и, как следствие, снижению рисковой составляющей", - сообщили в Сбербанке.