Коньяк и водку запретят продавать в российских вагонах-ресторанах
Водка и другие горячительные напитки крепче 16,5 градуса в вагонах-ресторанах российских поездов больше продаваться не будут.
Водка и другие горячительные напитки крепче 16,5 градуса в вагонах-ресторанах российских поездов больше продаваться не будут, пишет «РБК».
Как пишет издание, запрет на реализацию крепкого алкоголя в поездах действует с июля 2011 года, когда вступили в силу поправки в закон о госрегулировании алкогольного рынка (171-ФЗ), однако компании-перевозчики узнали о нем только в конце марта. Эксперты и участники рынка считают подобный запрет глупостью, и даже разработчики закона признают, что ввели его неумышленно.
По данным РЖД, в настоящее время на постоянных железнодорожных маршрутах работает порядка 700 вагонов-ресторанов. Большая часть из них (около 500) была передана в управление частным компаниям по договорам аренды. Порядка 200 находятся под управлением «дочки» РЖД - Федеральной пассажирской компании (ФПК).
Как следует из информации, размещенной на официальных сайтах фирменных поездов, в меню их вагонов-ресторанов широко представлена крепкая алкогольная продукция - от недорогой водки до элитных коньяков и виски.
Как выяснила РБК daily, в феврале 2012 года ряд компаний, осуществляющих пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, направили официальный запрос на имя главы Росалкогольрегулирования Игоря Чуяна с просьбой пояснить нормы 171-ФЗ, касающиеся законности реализации крепкого алкоголя в вагонах-ресторанах. В законе говорится о запрете продаж спиртных напитков в предприятиях общепита, расположенных в нестационарных объектах, а также на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, вокзалах, аэропортах и прилегающих к ним территориях.
В ответе РАР за подписью замглавы службы Вадима Спирина от 23 марта поясняется, что согласно положениям закона реализация алкоголя крепче 16,5 градуса в предприятиях общепита на транспорте междугороднего и международного сообщения запрещена. Другими словами, водка и коньяк в вагонах-ресторанах объявлены вне закона.
Владимир Соколов, генеральный директор компании «Гранд Сервис Экспресс» (ей принадлежит поезд повышенной комфортности «Гранд Экспресс» Москва - Санкт-Петербург №53/54), сообщил, что ему известна позиция РАР по данному вопросу. «Я не вижу в таком запрете чьего-то злого умысла. Скорее всего, при составлении закона о нас просто забыли. Возможно, потому, что чиновники просто не пользуются железнодорожным транспортом», прокомментировал он.
При этом __Соколов __отметил, что из меню ресторана поезда «Гранд Экспресс» уже изъяты все крепкие алкогольные напитки.
Автор большинства поправок в 171-ФЗ Виктор Звагельский __признал, что данная норма является спорной. «Согласен, тут возможно двоякое толкование. Но надеюсь, что здравый смысл возобладает и крепкие спиртные напитки не будут запрещены к продаже в вагонах-ресторанах», - считает он. По словам __Звагельского, вагоны-рестораны необходимо рассматривать как обычные заведения общепита, где разрешена продажа алкоголя при наличии розничной лицензии, и уже во вторую очередь как нестационарный торговый объект на общественном транспорте. Депутат пообещал, что в случае возникновения судебных исков к компаниям, обслуживающим вагоны-рестораны, он внесет дополнительные поправки в закон, легализующие продажу в них крепкого алкоголя.
«На мой взгляд, распространение запрета на розничную продажу алкогольной продукции на транспорт дальнего следования является необоснованным», - заявил юрист ГК «Крикунов и партнеры» Евгений Колесник. По его словам, в тексте закона прописан прямой запрет на продажу алкоголя только в отношении городского и пригородного транспорта. Кроме того, по мнению юриста, вагон-ресторан является частью транспортного средства и не может квалифицироваться как нестационарный торговый объект, где продажа крепкого алкоголя запрещена законом.
Тем не менее, Колесник допускает, что в случае признания компаний, обслуживающих вагоны-рестораны, виновными в нарушении положений 171-ФЗ к ним могут быть применены меры как административной, так и уголовной ответственности, предусмотренные ст. 171 Уголовного кодекса («Незаконное предпринимательство»).