Администрация Томска предлагает перераспределить налоги между областью и муниципалитетами в пользу последних
В частности, городские чиновники и депутаты считают, что налог, взимаемый по упрощенной системе, и налог на имущество организаций нужно в полном объеме оставлять в местных бюджетах.
Мэрия и Дума Томска намерены выйти с законодательными инициативами по повышению бюджетной обеспеченности муниципалитетов.
Как сообщает пресс-служба городской Администрации, власти предлагают изменить местный закон № 170 «О межбюджетных отношениях в Томской области» и нормативы налоговых отчислений. Это связано с тем, что в последнее время в муниципальных бюджетах увеличилась доля безвозмездных поступлений - с 2008 по 2011 годы она выросла с 40 % до 60 %. Большую часть безвозмездных поступлений составляют субсидии. Такие средства поступают весь год, как правило, на условиях софинансирования. Доля собственных доходов снижается, при этом налоговый потенциал у Томска высок. В городской казне ежегодно скапливается 54 миллиарда рублей налогов, но по существующей системе межбюджетных отношений в мэрии остается только 11,5 копеек с 1 рубля. Кроме межбюджетных трансфертов муниципалитетам региона предоставляют дотацию фонда финансовой поддержки муниципалитетов (городских округов) на выравнивание бюджетной обеспеченности. Мэрия получает из этого фонда только около 460 миллионов рублей, потому что уровень бюджетной обеспеченности у нее выше, чем у других МО. Несмотря на то, что расходы городского бюджета растут, в Томске продолжается строительство новых дорог, детсадов и так далее.
То есть, по первой законодательной инициативе специалисты предлагают производить индексацию фонда финансовой поддержки не на уровень инфляции, а через коэффициент развития инженерной инфраструктуры, дорог, жилья и коэффициента развития социальной инфраструктуры. При использовании данной методики величина дотаций не уменьшится ни в одном из муниципалитетов. А объем фонда увеличится с 3,2 до 5,1 миллиарда рублей. Необходимые дополнительные средства предлагается компенсировать через уменьшение субсидий, которые в течение года распределяются МО.
Отметим, что специалистам было сложно готовить документы для представления предложенной инициативы, потому что нужно было сделать расчеты по всем районам и городам области. Такой обЪем работы город не проделывал, как минимум, последние двадцать лет.
Вторая инициатива подготовлена с учетом вышедшего этим летом Указа Президента РФ № 601, по которому субъекты РФ до 1 декабря 2012 года должны принять меры по повышению бюджетной обеспеченности муниципалитетов. Мэрия предлагает передавать в местные бюджеты в полном объеме поступления от налога, взимаемого по упрощенной системе (УСН), и налога на имущество организаций. Так, по УСН в региональный бюджет поступает 1 миллиард рублей, по налогу на имущество организаций – 4,1 миллиарда рублей. В некоторых районах налог на имущество небольшой, что говорит о дисбалансе интересов бизнеса и бюджета.
По мнению городских специалистов, предложенные инициативы уменьшают межбюджетные процессы, снижающие эффективность расходования средств. Кроме того, создают стимул для развития территорий и налогооблагаемой базы. В начале июля эти инициативы рассмотрели на областной комиссии по бюджету, которая приняла решение передать их на рассмотрение бюджетно-финансового комитета областного законодательного собрания.