Долги потребителей мешают не только ресурсоснабжающим организациям, но и самим должникам
Задолженность потребителей тепловых ресурсов Красноярского края и Республики Хакасия по итогам 7 месяцев 2012 года составила около 2,67 млрд. рублей с учетом долгов прошлых лет.
Задолженность потребителей тепловых ресурсов Красноярского края и Республики Хакасия по итогам 7 месяцев 2012 года составила около 2,67 млрд. рублей с учетом долгов прошлых лет. Об этом сообщили в ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)». Наибольший объем задолженности (80%), по информации энергетиков, приходится на категорию «ЖКХ и население», а среди населенных пунктов на город Красноярск – 1,9 млрд. рублей.
О том, какими последствиями могут обернуться долги за энергоресурсы, нам рассказала начальник управления по реализации тепловой энергии ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» Лариса Кононова.
«Оборотной стороной задолженности является снижение энергобезопасности региона или конкретного населенного пункта, - пояснила Лариса Кононова. - Звучит угрожающе. Но в то же время мало кто задумывается о том, что последствия неплатежей действительно могут быть весьма неприятными».
В числе таких «неприятностей» - возникновение экономических проблем у ресурсоснабжающих организаций. И это лишь видимость, что проблемы энергетиков волнуют лишь самих энергетиков. Если энергокомпания не сможет рассчитаться со смежниками (поставщиками топлива или расходных материалов и комплектующих для ремонта оборудования, подрядными организациями и проч.), то это будет иметь негативные последствия для потребителей, так как приведет к ухудшению качества теплоснабжения.
При этом гражданам многоквартирных домов нужно помнить о том, что они, являясь собственниками, несут коллективную ответственность за отсутствие задолженности перед поставщиками ресурсов. И о том, что они имеют право проверить, исправно ли их ТСЖ или УК оплачивает счета ресурсоснабжающих организаций.
Важно также помнить, что при задолженности сверх 3-х платежных периодов энергокомпания, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», имеет право, уведомив жилищную организацию, ввести меры по ограничению подачи теплоресурсов. Вплоть до отключения горячей воды. Как правило, жилищные организации, получив такое уведомление, находят средства на погашение задолженности. Но нередки случаи, когда даже столь крайняя мера не убеждает ТСЖ либо управляющую компанию оплатить долг. И виной тут не всегда недобросовестность жилищной организации. Порой причиной являются систематические недосборы с населения. А в конечном счете страдают и те жители, которые исправно оплачивают коммунальные платежи.
«По нашему убеждению, - подчеркивает Лариса Кононова, - применение такой крайней меры, как отключение горячей воды по вине жилищных организаций или граждан-должников, не должно становится нормой. Недобросовестность или некомпетентность отдельных жилищных компаний в выполнении функций по сбору денежных средств и их перечислению поставщикам энергоресурсов не должна становиться причиной дискомфорта для жителей».
В случае, если иные меры не имеют результата, ведется работа по взиманию задолженности в судебном порядке. В подавляющем большинстве случаев решения выносятся в пользу ресурсоснабжающей организации. При этом на должника, по решению суда, ложатся обязательства не только по полному погашению задолженности, но и по оплате судебных издержек, которые потерпели обе стороны. В том числе исполнительский сбор в размере 7% от суммы долга и госпошлина, размер которой начинается от 4% от суммы задолженности. За несвоевременную оплату начисляется также пеня, что в конечном итоге, с учетом судебных издержек, увеличивает сумму взыскания до 20% и выше.
В течение нескольких лет энергкомпания всеми возможными способами борется с неплатежами. Убеждения, призывы к совести, переговоры и даже суды не всегда приводят к ощутимому результату.
В энергокомпании уверены: необходимы кардинальные меры, которые позволят пресечь неправомерное экономическое поведение потребителей (жилищных организаций и граждан). Для этого необходимо совершенствование законодательной базы на государственном уровне, а также договорных отношений между поставщиками услуг и ресурсов и потребителями.
100-процентный переход на оплату горячей воды по приборам учета также будет способствовать решению проблемы. В том числе нивелирует часто возникающие разногласия между гражданами, жилищными организациями и поставщиками ресурсов относительно объемов, предъявляемых к оплате, и нормативов потребления.
Переход на прямые платежи, при которых граждане оплачивают счета ресурсоснабжающих организаций напрямую, минуя посредников в виде жилищных компаний, также принесет позитивный результат. Поправками в Жилищный кодекс РФ предусмотрена возможность перехода собственников помещений и нанимателей муниципальных и государственных жилых помещений на прямые платежи за коммунальные услуги и поставленные ресурсы. Механизм прямых платежей позволяет направлять денежные средства в нужный адрес: суммы за текущий, капитальные ремонт и услуги жилищных организаций – в ТСЖ или УК, а за отопление, горячую и холодную воду – напрямую поставщикам ресурсов.
Этот механизм позволит устранить ситуации, когда жилищные организации оплачивают коммунальные ресурсы поставщикам несвоевременно или в меньшем размере, чем получено ими от потребителей.
В настоящее время в Администрации города Красноярска прорабатывается вопрос о применении этого порядка платежей в краевом центре. Как показывает опыт, при этом механизме собираемость увеличивается до 96-98%.