Экипаж разбившегося с ХК "Локомотив" самолета не имел права лететь
Спустя год после крушения самолета Як-42 с хоккейной командой "Локомотив" на борту бывшему заместителю директора авиакомпании "ЯК-сервис" Вадиму Тимофееву предъявлено обвинение в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.
Спустя год после крушения самолета Як-42 с хоккейной командой "Локомотив" на борту бывшему заместителю директора авиакомпании "ЯК-сервис" Вадиму Тимофееву предъявлено обвинение в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (ч. 3 ст. 263 УК РФ).
Напомним, что Як-42 с полным составом ХК "Локомотив" на борту разбился 7 сентября 2011 года при взлете из ярославского аэропорта "Туношна". Взлетев, самолет стал заваливаться на левое крыло и задел антенну маяка. Упав, самолет развалился на две части — нос упал на берегу, а хвост оказался в воде. Погибли 44 человека, в том числе основной состав команды, выжил лишь один инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию Александр Сизов.
В конце 2011 года Межгосударственный авиационный комитет непосредственной причиной катастрофы назвал торможение при взлете. Специалисты считают, что это произошло из-за неправильного положения ног на педалях, что, в свою очередь, привело к созданию тормозной силы на колесах основных стоек шасси, дополнительного пикетирующего момента, невозможности "своевременного создания взлетного угла тангажа, выкатыванию за пределы ВПП с фактическим отклонением руля высоты на кабрирование, которое в два раза превышало потребное при штатном выполнении взлета согласно РЛЭ". Поскольку скорость не росла, экипаж должен был прекратить разгон, но этого не произошло, так как действия пилотов были несогласованными.
Следствие, помимо нарушений в работе членов экипажа, выяснило, что экипаж самолета был допущен к выполнению рейса сотрудниками эксплуатировавшей воздушное судно авиакомпании «ЯК-сервис» с грубейшими нарушениями правил безопасной эксплуатации воздушного транспорта.
По версии следствия, Вадим Тимофеев отвечал за организацию летной работы, поддержание квалификации летного состава, повышение их профессионального уровня, организацию тренировок и квалификационных проверок пилотов. Кроме того, именно Тимофеев, обладал правом допуска экипажей к полетам и правом их отстранения в случае их ненадлежащей квалификации. Изучив все обстоятельства и факты, предшествовавшие трагедии следователи установили, что экипаж был допущен Тимофеевым незаконно, в нарушение правил безопасной эксплуатации воздушного транспорта и, на момент катастрофы не имел права выполнения самостоятельных полетов. В частности допуск командира судна оформлен Тимофеевым на основании сфальсифицированных документов, второй пилот на тот момент не окончил переобучение на тип судна ЯК-42 и не имел права выполнения полетов. Контроль за прохождением профессиональной учебы пилотов Тимофеев не осуществлял, регулярно отзывал их с учебных мероприятий и, несмотря на неоконченную программу обучения, незаконно допускал до полетов, то есть Тимофееву было достоверно известно о непрохождении летным составом обучения, и, следовательно, отсутствие у экипажа полного объемы навыков для выполнения безопасного полета.
Кроем того, установлено, что в период с 5 по 17 сентября 2011 года экипаж должен был проходить обучение правильному распределению рабочих обязанностей между членами экипажа воздушного судна. При таких обстоятельствах Тимофеев не имел права доверять экипажу воздушного судна перевозку пассажиров и в случае добросовестного исполнения Тимофеевым своих трудовых обязанностей катастрофы, унесшей жизнь 44 человек, могло не произойти, подчеркивают в Следственном комитете.
В настоящее время по уголовному делу допрошены в качестве свидетелей более 200 человек, проведено свыше 120 судебных экспертиз, объем уголовного дела составляет около 90 томов.
В ближайшее время уголовное дело в отношении Тимофеева будет выделено в отдельное производство, действиям членов экипажа будет дана правовая оценка.