Лоббисты Дерипаски в ЗС добились льгот под строительство рабочего поселка для работников БоАЗа
В краевую казну не поступят 4 млрд 200 млн рублей.
Лоббисты Олега Дерипаски убедили депутатов ЗС выделить льготы под строительство рабочего поселка для работников Богучанского алюминиевого завода. Таким образом, в краевую казну не поступят 4 млрд 200 млн рублей.
О необходимости предоставления льгот депутатам рассказал заместитель министра экономики и регионального развития Красноярского края Михаил Бершадский. Строительство БоАЗ входит в проект комплексного развития Нижнего Приангарья. Общий объем инвестиций государства и частного бизнеса составляет около 270 млрд руб. Проект начали 6 лет назад, но из-за мирового финансового кризиса частные инвесторы, прежде всего Олег Дерипаска, практически перестали финансировать строительство Богучанской ГЭС. Проблемы удалось разрешить в 2010 году, и проект возобновился. Как сообщил заместитель министра экономики и регионального развития Красноярского края Михаил Бершадский, на сегодняшний день по проекту освоено уже более 50% сметной стоимости. По его словам, сейчас завершение проекта вновь находится под «некоторой угрозой» - для того, чтобы запустить алюминиевый завод, необходимо построить поселок Таежный для 1000 человек. С учетом уже проживающих в поселке людей, собственникам БоАЗа требуется нанять еще около 800 специалистов. Переезжать на север часть рабочих будут семьями. Для них необходимо построить жилье, два детских садика на 250 мест, школу на 386 мест, а также отремонтировать Таежнинскую участковую больницу.
Как выяснилось, ни федеральный бюджет, несущий часть затрат на проект, ни владелец завода Олег Дерипаска, не хотят тратить деньги на создание инфраструктуры. «Внешэкономбанк» поставил условие, что затраты на развитие поселка должны осуществляться из внешних источников, а не за счет доходов самого проекта. Поскольку со времен правления Александра Хлопонина краевой бюджет участвовал в создании инфраструктуры для некоторых объектов, к примеру, при возведении «Бобрового лога», то участники освоения Нижнего Приангарья решили напомнить об обязанностях краевой власти поддерживать и другие социально-значимые проекты.
«Отсутствие рабочего поселка для алюминиевого завода — это критическая точка в строительстве. В связи с чем инвесторы проекта обратились в правительство края с предложением оказать государственную поддержку в форме предоставления льготы по налогу на имущество», — заявил замминистра Михаил Бершадский. Налоговые льготы составят 4,2 млрд рублей на семь лет — до 2019 года.
Министерство экономики и регионального развития Красноярского края полностью поддержало инвесторов Богучанского алюминиевого завода. Как отметил Бершадский, в правительстве посчитали, что принятие льготы будет выгодно для края: «БоАЗ является основной нагрузкой Богучанской ГЭС. При отсутствии нагрузки от завода ГЭС не будет иметь возможности работать на полную мощность. По оценке энергетиков, если завод не будет работать, удастся задействовать не более пяти агрегатов станции. В бюджетных категориях это означает потери пяти миллиардов рублей до 2020 года».
Деньги красноярских налогоплательщиков уже участвуют в строительстве. Проект планировки поселка сделан за счет бюджета края, однако лоббисты Богучанского алюминиевого завода уверены, что вся социальная инфраструктура должна быть построена при финансовой поддержке государства. Между тем, бюджет Красноярского края этого и следующего года дефицитный. Какими будут налоговые отчисления в краевой бюджет от нового алюминиевого предприятия, не известно. Но рассчитывать на щедрость Олега Дерипаски не приходится – успешный опыт оптимизации налогов «Красноярского алюминиевого завода» показал, что от алюминиевого предприятия бюджет получает раз 20 меньше отчислений, чем от того же «Норильского никеля». И если "БоАЗ" юридически зарегистрируют в офшорной зоне, а в краевой бюджет будет платить налогов столько же, сколько и маргариновый завод, то едва ли льготы для Дерипаски можно назвать оправданными.
В Красноярском крае немало примеров, когда государство совершенно не тратило деньги на создание инфраструктуры для бизнеса, в том числе крупного. Так, «Ванкорнефть» на нефтяных месторождениях в Туруханском районе создала условия для сотен вахтовиков целиком за собственные средства. Все, что волновало депутатов Законодательного собрания в случае с нефтяниками, это то, сколько денег получит бюджет. Ни о какой социальной ответственности краевой власти тогда не шло речи, хотя количество красноярцев, привлеченных к нефтедобыче, сопоставимо с кадровой численностью БоАЗа. Примеров со средним бизнесом, где все финансовые расходы, в том числе инфраструктурные, несут частные компании, посчитать не возможно. Чиновники не только отказываются создавать льготные условия для большинства предприятий, но и создают искусственные препоны.
С чем связана такая избирательность, кому помощь оказывать, а кому нет, объясняется только лоббисткими возможностями. Представителям крупных ФПГ во власти, особенно «Норильского никеля», отстаивать свои интересы в ЗС просто – люди «Интерроса» работают в краевом парламенте, правительстве, Госдуме и Совете Федерации. «РУСАЛу», не имеющему такой армии лоббистов в крае, удалось выторговать для себя 4,2 млрд рублей, и для Дерипаски это, несомненно, большая удача и выгода.
Краевая власть великодушно подарит «БоАЗу» построенный за бюджетный счет поселок, рассказал руководитель фракции «Единой России» в Заксобрании края Валерий Семенов: «Нам не нужны дополнительные затраты на содержание. Алюминиевому заводу не нужно, чтобы жилье было в муниципальной собственности, потому что тогда ломается вся структура управления кадрами. Если жилье служебное, то человек приехал, работает — живет, не работает — не живет. Как только будет муниципальное, то мы разрастем поселок до невозможности, а работников завода не будет», — поделился Семенов.
1 ноября, на заседании Законодательного собрания Красноярского края, парламентариям потребовалось около часа, чтобы принять решение по выделению льготы. Среди депутатов, кто выступал против выделения льгот Олегу Дерипаске, как и следовало ожидать, был Анатолий Быков.
"Краю и налогоплательщикам это неинтересно. У нас есть, куда вкладывать эти деньги. На сегодняшний день, например, нужно финансировать сельское хозяйство, потому что я уверен, что без алюминия мы проживем, а без продуктов - нет, особенно с учетом ситуации с ВТО и в сельском хозяйстве в целом. Хотелось бы к этому вопросу подойти с патриотической точки зрения. Мы знаем, как алюминиевый завод участвует в нашей жизни, какие платит налоги сейчас и какие платил 10 лет назад, и знаем, какие места занимают хозяева данной отрасли в журнале Forbes. Думаю, личные деньги у них есть, но никто не хочет развивать нашу территорию. Они могут сказать одно, но на деле все будет по-другому", - заявил Быков.
Депутат от КПРФВсеволод Севастьянов обратил внимание коллег на то, что власти Красноярского края не смогут проконтролировать, как именно РУСАЛ будет использовать эти льготы.
"Совершенно очевидно, что эти льготы предоставляются не под детские садики и не под школы, а под капитальные вложения, и использованы они могут быть различным образом. И мы ничего гарантировать не можем, кроме общих договоренностей, что там должны жить рабочие", - подчеркнул депутат, добавив, что этой льготой вполне может воспользоваться, например, КрАЗ для решения своих задач.
И, несмотря на выступления противников этой инициативы, парламентское большинство поддержало утверждение льготы для Богучанского алюминиевого завода.