Новоселье без веселья: не все в Кызыле довольны новыми домами
Кто на сегодняшний день острее всех нуждается в жилье? По категориям делить людей не будем – квартиры, дома нужны всем, у кого их нет. В первую очередь республика заселяет в новостройки льготников, что, конечно же, правильно
Кто на сегодняшний день острее всех нуждается в жилье? По категориям делить людей не будем – квартиры, дома нужны всем, у кого их нет. В первую очередь республика заселяет в новостройки льготников, что, конечно же, правильно. Дети-сироты, например, получают жилищные сертификаты. Но цены на рынке жилья у нас такие, что понадобится два сертификата на одного человека. Поэтому власти нашли другой выход – предлагают вкладываться в строительство домов. В Кызыле, на «своротке», уже практически достроены два дома для детей-сирот и переселенцев из аварийного жилья. Но будет ли конец этой истории счастливым для всех?
Экономные дома
Два двухэтажных дома по два подъезда в каждом построила абаканская компания «Аркада». Красивое современное жилье. Как отмечает представитель компании Эльвира Яценко, это быстровозводимые конструкции, сохраняющие тепло и экономящие электроэнергию – то есть дом, дешевый в эксплуатации.
Но почему-то, чем ближе сдача объектов, тем больше нарастает недовольство некоторых жильцов. Они жалуются на то, что дома уже построены, а их все никак не заселят. А несколько человек недовольны самими квартирами.
Ходили слухи, что обладатели нового жилища не могут пока в него въехать из-за того, что с подрядчиком не расплатилась мэрия города. Но юрист ООО «Аркады» пояснила, что когда дома будут сданы в эксплуатацию и переданы на баланс мэрии, тогда и деньги поступят. Причина, видимо, в том, что сроки сдачи объекта затянулись.
Проделки экономного проектировщика
Есть и другая, более серьезная проблема: не все переселенцы довольны новыми квартирами. Но Людмила Санкина не из тех, кто осматривает зубы дареного коня. Живет она вместе с недовольными в старом доме по улице Кузнецова, на «Востоке», где, по ее словам, было уже 9 пожаров.
«Горели крыши, сараи, сгорел туалет – ходить некуда, - говорит Людмила Санкина. – Мы благодарны Шолбану Валерьевичу за то, что он включил нас в программу переселения. Прекрасных два дома уже построили. Только там почему-то одни комнатки есть, а кухни нету».
Стоп. Как это кухни нет? А готовить где? Это что, общежитие? Тут-то и начался разговор о недостатках и недочетах новостроек на улице Дружбы.
«Я писала заявление в мэрию три раза, - объясняет суть проблемы Айлаана Саны-Шири. – Мы пошли посмотреть на выделенную нам квартиру и так расстроились. Хорошо, что там хоть кухня имеется. А вот сама комната – зал или гостиная – маленькой площади, да еще и без окон. Про это я и написала заявление».
Да что ж это такое: с окнами, но без кухни, с кухней, но без окон! Проектировщик, видимо, экономил на всем, чем только мог, дав возможность одним жильцам обедать, не отходя от кровати, и лишив других перспективы просыпаться утром от солнечных лучей.
Письменный ответ мэрии на первое заявление Айлааны Саны-Шири был таков: «В настоящее время весь муниципальный жилой фонд г. Кызыла, включая дома коридорного типа, заселен. Фонд ежегодно уменьшается за счет приватизации гражданами занимаемого жилья. В связи с чем, мэрия г. Кызыла не имеет возможности удовлетворить Ваше обращение».
Объяснения городских властей понятны, но женщина написала второе заявление, в котором попросила все-таки рассмотреть варианты обмена. Мэрия ответила: «Переселение граждан из аварийных домов является вынужденной мерой, принимаемой государством в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, и не может рассматриваться как улучшение жилищных условий граждан».
Другими словами, жильцам ничего не остается, как согласиться с предложенными условиями.
Недовольство нарастает
В старом дворе переселенцев обстановка накалялась. Корреспондент стал свидетелем споров между теми, кто считает, что квартиры хорошие, и теми, кто с ними не согласен. Одна женщина упрекала другую: «Отказываться ходишь... Ты хочешь нас оставить на этих помойках что ли? Дома прекрасные построили – теплые, хорошие. Мы отказываться от них не будем! У меня тоже больше квартира, но я согласна на меньшую».
«Вы согласны, а другие-то нет!». «Ну а что, будете ходить мерить по сантиметрам?». «Конечно!».
Недовольные «без пяти минут новоселы» написали заявление прокурору города. В нем изложили увиденные ими нарушения. По их словам, не всем жителям выданы уведомления о выселении, а в некоторых не указаны ФИО адресата – вручили подписанный пустой бланк, где не указано, куда будет выселен человек и какая ему будет выделена квартира.
«Перед тем, как нас переселять, нам не предоставили проекты договоров социального найма, в которых должны быть указаны адрес, квадратура предоставляемых квартир (ст. 86 ЖК РФ), по сути, нам мэрия г. Кызыла хочет «продать кота в мешке», - пишется в заявлении прокурору.
Далее перечисление неудобств и недочетов продолжилось. Жильцы обнаружили, что в некоторых квартирах нет окон в комнате, отсутствуют кухни, на месте входной двери поставлена межкомнатная и жилплощадь меньше, чем у старых квартир.
Жители ветхих домов объяснили, что не против переселения в новые квартиры, но не согласны с тем, что им предоставляют некачественное жилье – не отвечающее строительным нормам и правилам и санитарным требованиям. Они попросили провести прокурорскую проверку соответствия квартир всем нормам. Так что история, возможно, еще далека от завершения.
Суд идет, но к чему приведет?
Как же так получилось, что дома практически готовы, и теперь исправить ничего нельзя? Неужели все были согласны с проектом? Почему все эти недостатки всплыли только сейчас?
В настоящее время судятся ООО «Аркада» и Служба государственной жилищной инспекции, строительного надзора и ценообразования Тувы. Начальник отдела этой службы Любовь Буклина подтвердила, что в некоторых квартирах, а именно в шести, действительно нет кухонь – там в одной комнате будет стоять кровать, электроплита, и там же раковина для мытья посуды.
Дальше-больше. Панели, из которых «собирается» дом, по словам специалиста, не соответствуют требованиям пожарной безопасности, и срок эксплуатации у них небольшой. Любовь Буклина говорит, что инвестор должен был дать задание на проектирование. А он этого не сделал – документ утвержден организацией-застройщиком. Органы местного самоуправления должны были прописать, из какого материала строить. А этого тоже сделано не было.
«Сейчас строительство почти завершено, уже трудно что-то сделать, - отмечает начальник отдела жилищной инспекции. – В договорах долевого участия тоже нарушения есть. В них не обозначено, из какого материала основная конструкция. Получается, что дольщики согласны с тем, что им предложили, раз они подписали договоры».
Были согласны. А теперь борются за свои права, когда уже поздно. Ответственность за стройку полностью лежит на абаканской компании – она, как отмечает Любовь Буклина, и автор проекта, и подрядная организация, и застройщик. Вот и идут судебные разбирательства. Чем бы они ни закончились, для переселенцев и детей-сирот, вселяющихся в эти дома, итог будет один – им придется принять все, как есть, потому что «свернуть» стройку на «своротке» и что-то переделать уже не получится.
Николай Лебедев, Еженедельник "Плюс информ"