Девчачьи войны: месть или самоутверждение?
Чем объяснить агрессивное поведение девочек? Советы родителям.
Три маленьких девчонки дерутся возле школы. Зрелище ужасное. Жестоко пинают друг друга в живот, пах, бьют по голове, таскают за волосы. Слышатся крики и нецензурная речь.
– Ты – кусок сала!
– Заткнись, дура безмозглая!
– Джинсы напялила с прошлого века, поди еще и дешевка, полный отстой!
– Сама – отстой, мозги иди купи себе, раз такая богатая, первая начала обзываться, на – получай!!!
Подоспела учительница, растащила девочек в стороны!
– Маша, Настя, Лида! Ну сколько вы еще будете ссориться и драться, я уже устала вас разнимать! Вы же девочки, в конце концов!!!
Из-за чего сыр-бор?
Дерутся именно девочки младшего школьного возраста (10-11 лет). Таких случаев происходит по три-четыре каждый год в 4-5 классах. Что они не поделили? Да ничего особенного, сегодня дерутся, а завтра обнимаются. Это особенность возраста. В 10-11 лет у детей происходит переход от детства к взрослости. Этот переход является критическим и переживается очень тяжело. А поскольку девочки развиваются быстрее мальчиков, то именно с девчонок и начинается кризис подросткового возраста, начало отрочества. Этот период порождает потребность ребенка в отчуждении от родителей, от семьи, внимание устремляется на сверстников. Через тернистый путь выстраивания отношений со сверстниками происходит активный поиск собственной уникальной сущности. В период отрочества для ребенка очень важно общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность смотреть на себя по-новому. Но прежде чем начать дружить со сверстниками, ребенок присматривается, оценивает. Что у него не так, как у меня! Этот процесс может оказаться долгим и трудным. Отрок часто подвергается насмешкам и издевкам со стороны ровесников, его дразнят и не хотят с ним дружить. Причиной может быть застенчивость, немодная одежда, избыточный вес, неуспеваемость в учебе или, наоборот, успешность, хвастовство модными аксессуарами и многое другое. Дети не скрывают антипатии к тем, кто на них не похож. Все их чувства лежат на поверхности. Отсюда и возникают конфликты и даже драки. В младших классах школы у детей преобладает физическая агрессивность, позже ее сменит вербальная.
Маша – избалованная девочка из обеспеченной семьи, у нее супермодный мобильник, красивая одежда, она хорошо учится, привыкла быть в центре внимания, обладает лидерскими качествами. Лида – полная девочка из многодетной малообеспеченной семьи (агрессивный отец), одевается старомодно, учится неплохо, умеет постоять за себя. Настя – единственный ребенок в неполной семье (папа отсутствует), привыкла быть в центре внимания, заводила с явными задатками лидера, учится плохо. Полнота и поношенная одежда, (а также устаревшая версия мобильника) Лиды является предметом постоянных насмешек избалованной и невоспитанной Маши. Маша нападает первая, начинает оскорблять Лиду обидными словами типа «кусок сала» или «отстойные джинсы», Лида рьяно защищается, что выводит Машу из себя и способствует проявлению агрессии на физическом уровне. Лида всего лишь пнула обидчицу в ответ. Маша завидует хорошим организаторским способностям Насти, умению красиво танцевать и петь. Зависть становится причиной нападения на Настю. Настя, воспитывающаяся без отца, умеет и защищаться, и нападать, она как бы мстит окружающим за свою несправедливую судьбу. Наиболее высокий уровень агрессии наблюдается у лидеров и отверженных.
Однажды Маша подговорила весь класс устроить Насте бойкот. Под влиянием и давлением лидера Марии класс согласился, и мальчики и девочки два дня не разговаривали с Настей. Потом Маша первая подошла к Насте, и они помирились. Но Настя не собиралась прощать Маше ее коварных проделок. Не откладывая в долгий ящик, она подговорила Лиду, вместе они напали на Машу после уроков и побили. Через два дня Лида пригласила Настю погулять, пока та одевалась, подруга встретила на улице Машу, которая подговорила Лиду не дожидаться Насти, а пойти погулять без нее. Когда Настя вышла из дома, Лиды и след простыл, на телефонные звонки она не отвечала. Что делать? Конечно, Настя придумала новый план мести. Она выкрала у Лиды билет в кино перед самым сеансом. В результате весь класс пошел в кино, а Лида – нет. Зато вскоре Лидочка отомстила Насте на уроке физкультуры: пнула ее в ногу, на радость Маше и всему классу Настя хромает до сих пор. Но зато на Хеллоуин номер и костюмы, которые придумали три подружки Настя, Маша и Лида, были самыми лучшими! Подруги снова вместе! Вот и попробуй пойми их! Родителей в школу вызывать, а зачем? Вчера они подрались, а сегодня – лучшие подруги! Кто их разберет этих детей? Так они выстраивают отношения!
Закономерность или издержки воспитания?
Стоит ли разбираться в причинах детской агрессии? Мудрые учителя научились терпеливо «пережидать» кризис возраста. Младший школьный возраст тем и интересен, что дети уже хотят вести себя, как взрослые, но, сталкиваясь с реальностью, не могут этого сделать в силу неразвитого чувства ответственности. Конфликт – дело закономерное, так как люди все разные. Только через конфликт можно познать самого себя, а когда начинать самопознание, как не в детстве? Лидерские качества у ребенка проявляются или не проявляются в зависимости от врожденного темперамента, личностных особенностей и воспитания. Поэтому в классе всегда есть заводилы, агрессоры, завистники, отверженные, тихони и защитники. На пороге полового созревания в 10-11 лет у детей происходят также нарушения со стороны нервной системы: повышенная возбудимость, вспыльчивость, раздражительность, частая смена настроения. Девочки, у которых отмечается половое созревание в возрасте до 12 лет, являются более агрессивными и чаще склонны к воровству, интригам, нападениям, чем их позже созревающие сверстницы. Однако не стоит все списывать на возрастные изменения и темперамент ребенка. Безусловно, поведение родителей в семье сказывается и на поведении детей. Дети, прежде всего, копируют модель взаимоотношений взрослых, а только потом переносят эту модель на отношения с одноклассниками. Назовем несколько причин возникновения детской агрессии.
Негативная среда
Модель поведения взрослых, родителей, усваивается детьми. Если в семье есть место насилию, то ребенок автоматически будет решать проблемы с помощью физической силы. На девочек особенное влияние оказывает отец, если отец агрессивен, как в случае у Лиды, то и дочь станет агрессором по отношению к ровесникам. По мере взросления стереотип агрессивного поведения у такого ребенка перерастает в свойство личности, и это приносит немало хлопот и самому человеку, и всем окружающим.
Стремление подростка привлечь к себе внимание
Подростки стремятся выделиться из окружающей среды, этим объясняется их нестандартное поведение. Такое поведение, которое будут обсуждать, о котором будут думать. Лиде, выросшей в многодетной семье, не хватало внимания. Холерический темперамент не позволял ей оставаться в тени сверстников. Не имея особых способностей, девочка выбрала агрессивное поведение как способ привлечения внимания.
Зависть
Зависть становится тоже причиной агресии. Например, Маша не умеет танцевать как Настя, поэтому подговорила весь класс на бойкот и «наказала» противника. Настя, в свою очередь, завидует богатству Маши. На самом деле, чувство зависти нельзя считать плохим чувством. Оно существует наравне с другими эмоциями, такими как радость, боль, страх, гнев и т.д. В идеале, ребенок должен пережить все эти эмоции в детстве, чтобы легче было справляться с ними во взрослой жизни.
Агрессия как способ защиты
Иногда агрессия у детей является способом защиты от враждебного им окружения. А лучшая защита – это нападение. Такую позицию ребенок может усвоить, если родители оценивают его поступки в зависимости от настроения или присутствия посторонних людей. Не зная, чего ожидать, в следующий раз ребенок ведет себя агрессивно просто «на всякий случай». Настя, пережившая развод родителей, конфликтует с мамой. Ее мама считает, что дочь несправедливо заступается за папу, обвиняет ее в своеобразном предательстве. Девочка на всякий случай всегда готова отразить очередной удар. Поэтому все проделки ее подружек у нее не остаются безнаказанными.
Гиперопека родителей
Избалованные излишним вниманием дети требуют такого же внимания и в среде сверстников. Но по понятным причинам не могут его получить в полном объеме. Агрессия рождается в ответ на отсутствие желаемого результата. Маша, привыкшая быть в семье в центре внимания, в классе оказалась не при делах, поэтому начала «действовать».
Борцы за справедливость
Глаз за глаз, зуб за зуб, отомстить, наказать противника за «неправильное» поведение. Это желание прослеживается у всех трех девочек.
Цель агрессивного поведения девочек закономерна – желание самоутвердиться в глазах сверстников в попытке показать свою взрослость. Но причины проявления агрессии у всех разные, зависят они от особенностей воспитания, темперамента и особенностей поведения взрослых в семье. Недаром Маша все время упрекает Лиду за ее старомодный прикид. «Дешевка!» Откуда она взяла это слово? Конечно, из семьи! Значит, ее родители обращают чрезмерное внимание на одежду других людей. Оценивают по одежке, а точнее по ее стоимости. Ребенок копирует поведение родителей.
Что делать?
Родителям стоит набраться терпения и ждать, когда детские бзики пройдут. «Ломка» сознания ребенка не отразится ни на его учебе, ни на взаимоотношениях с другими людьми, если не провоцировать в нем агрессию и не пытаться переделать. Ребенка надо принять таким, какой он есть. Дать возможность на собственном опыте пережить разные ситуации и научиться на своих ошибках, самостоятельно принимать решения. Ситуации, переживаемые в отрочестве, это своеобразная модель взрослого мира в миниатюре, наполненная разного рода бурями, штилями, громом и молнией, пройдя через которые ребенок должен сам найти и увидеть свет в конце туннеля. Через дружбу со сверстниками отрок усваивает черты взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т. п. Через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Дайте возможность ребенку в отрочестве отрепетировать взрослую жизнь.
Очень важно в этот период беседовать с ребенком, быть с ним в доверительных отношениях, чтобы ребенок раскрывался, не стесняясь, говорил о своих проблемах в школе. Важно разговаривать с ним по душам не только тогда, когда ему плохо, но, когда хорошо и приятно! Приводите примеры из своего жизненного опыта. Проблема кризиса подросткового возраста была во все времена, (просто в канун детства родителей ей не уделяли должного внимания). Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети, но не окрашивайте рассказ негативно. Ребенок будет воспринимать события с вашей позиции и переживать так же, как переживали вы когда-то. Старайтесь откровенно говорить со своим ребенком на самые деликатные темы, объясняя при этом, что все люди разные, и проявление эмоций у всех тоже разное, надо уважать друг друга, и как можно миролюбиво разрешать конфликты. Также ребенку следует разъяснить и про внешний вид сверстников. Каждый одевается так, как позволяет ему материальное положение, и от одежды совсем не зависят качества характера человека. И самое главное оружие – это любовь! Проявляйте ласку к своим детям, любите их такими, какие они есть!