"Закон Димы Яковлева" расколол власть и общество
Закон, запрещающий иностранцам усыновлять российских детей, должен быть рассмотрен Госдумой во втором чтении в среду, 19 декабря. К этому моменту он уже успел вызвать конфронатацию двух ветвей власти - министры федерального правительства против закона, депутаты в основном "за", Путин молчит, сторонники и противники закона обмениваются жесткими обвинениями.
После того, как Барак Обама подписал "Акт Магнитского", согласно которому США имеют право заморозить банковские счета любого российского гражданина, Государственная Дума развернула лихорадочную деятельность по подготовке "асимметричного ответа" на подлый заокеанский удар по благополучию российской элиты.
Комитет по конституционному законодательству Госдумы подготовил законопроект, получивший неофициальное название "закона Димы Яковлева" - в память о двухлетнем российском сироте, который погиб в Америке, когда приемный отец оставил его в жару на несколько часов в запертой машине.
"Закон Димы Яковлева" предусматривает множество разнообразных санкций. Он запрещает въезд в Россию американцам, которых российские власти сочтут виновными в нарушении прав россиян. Приостанавливает деятельность на территории РФ некоммерческих организаций, участвующих в политической жизни России и спонсируемых гражданами США. А также полностью запрещает усыновление российских детей-сирот гражданами США и запрещает деятельность посреднических организаций, работающих в сфере международного усыновления.
Именно поправки, касающиеся международного усыновления, предложенные депутатом-единороссом Екатериной Лаховой, вызвали наибольшую критику. Причем, на всех уровнях - и в самом парламенте, и в правительстве, и в блогосфере.
Первым высказался против запрета на усыновление министр образования Дмитрий Ливанов. В своем твиттере он написал: "Логика как бы "око за око", но логика неправильная, так как могут пострадать наши дети, которым не нашлось усыновителей в России". 45-летний Дмитрий Ливанов курирует государственную программу усыновления. У него трое детей, причем одного из них Ливанов усыновил. Сам министр никогда не афишировал этот факт, достоянием гласности его сделали журналисты.
Депутаты Госдумы обрушились на Дмитрия Ливанова с резкой критикой. Екатерина Лахова, автор поправок об усыновлении, заявила: "Я давно критикую Ливанова за то, что он не понимает, что такое Министерство образования. Он иногда заявления делает, не продумывая, не понимая проблемы. Если бы он был умный, здравый, то первым шагом при назначении избавился бы от несвойственных функций. Какое отношение Министерство образования имеет к проблемам сирот? Ну и что, что там детские дома? Во многих регионах детские дома передают в другие ведомства". Лидер "Справедливой России" Сергей Миронов заявил, что "Госдума обойдется без советов министра Ливанова". Миронов и раньше резко критиковал Ливанова, в середине ноября он публично заявил, что Ливанов проводит неправильную политику в сфере образования и должен покинуть свой пост.
Тем не менее, многие члены фракции, возглавляемой Мироновым, уже высказались против запрета на усыновление и заявили, что будут в среду голосовать против поправок Лаховой - Дмитрий Гудков, Илья Пономарев, Елена Мизулина, Валерий Зубов, Оксана Дмитриева. Елена Мизулина сравнила поправки Екатерины Лаховой с поступками чеченских боевиков, которые прикрывались женщинами и детьми, и заявила, что решением о запрете на усыновление "мы опускаем Россию до уровня террористов и боевиков".
А вот "Единая Россия" проявила принципиальность. Газета "Известия" со ссылкой на анонимный источник в руководстве "Единой России" сообщила, что единороссы собираются вызвать Дмитрия Ливанова, члена "ЕР", на совместное заседание высшего и генерального советов партии, где он должен будет объясниться по поводу своей позиции.
Между тем, помимо министра образования против поправок, запрещающих усыновление, высказались еще два члена федерального правительства - министр иностранных дел Сергей Лавров и куратор работы "Открытого правительства" Михаил Абызов.
Сам глава правительства, Дмитрий Медведев хранит молчание. Ничего не сказал и Владимир Путин. Вместо него высказался его пресс-секретарь Дмитрий Песков. Выступая в эфире радио "Русская служба новостей", Песков сказал: "Мы тщательно отслеживаем предложения, которые озвучивают депутаты, отслеживаем реакцию, позиция будет сформирована".
Против запрета на усыновление российских сирот американцами высказались многие политики и общественные деятели. Например, Михаил Прохоров своем блоге в ЖЖ назвал "закон Димы Яковлева" позорным. Его сестра Ирина, главный редактор журнала "Новое литературное обозрение" прокомментировала скандальный закон так: "Власть действует попринципу: наши дети – хотим сгноим, хотим отдадим". Прохорова участвовала в теледебатах о законе на телеканале "Дождь". После того, как они закончились, на сайте "Дождя" появилась петиция против запрета на усыновление. Ее подписали 800 человек. В том числе и такие знаменитости, как жена Чубайса Дуня Смирнова, модель Наталья Водянова, телеведущая Татьяна Лазарева, актриса Чулпан Хаматова, врач и благотворитель Доктор Лиза (Елизавета Глинка).
Деятели оппозиции планируют пикетировать здание Государственной Думы в среду, 19 декабря, когда "Закон Димы Яковлева" будет обсуждаться во втором чтении. Призыв пикетировать парламент был размещен на Facebook, свое согласие участвовать в пикете там выразили более 900 человек.
Среди тех, кто высказался за запрет усыновления российских сирот американцами - уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов, член "Единой России", и оппозиционер Эдуард Лимонов. Астахов заявил, что уже давно призывал запретить всякое иностранное усыновление российских детей. Лимонов опубликовал в газете "Известия" статью "Право на Родину", в которой, в частности, написал: "Множество наших детей сопротивляется среде, в которую они попали. Американские приёмные родители жалуются на «трудных» российских детей. Потому что наши дети иные. Никому в голову не приходило, что от предков мы наследуем все наши качества? Наши дети, может быть, не лучше американских, но иные. Почему вы считаете себя вправе вышвыривать их из русского мира, где они свои? Ребёнок не вещь, которую вы отдаёте, потому что вам её негде хранить. У ребёнка есть право на Родину".