Общественная палата предложила убрать из воинской присяги слово "клянусь"
Поскольку Иисус Христос запретил своим последователям клясться, Общественная палата решила пойти навстречу христианским призывникам и разрешить им не клясться при принятии присяги.
Общественная палата РФ направила в Госдуму, Министерство обороны и администрацию президента предложение заменить в тексте воинской присяги, которую принимают все военнослужащие, слова "я клянусь" на "я обещаю". Делается это для того, чтоб не оскорблять религиозные чувства призывников-христиан - ведь Иисус Христос в Нагорной проповеди запретил своим последователям клясться. В Евангелии от Матфея слова Иисуса переданы так: "Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого”.
Между тем в современной российской армии военнослужащий, произнося текст присяги, который был утвержден в 1998 году законом «О воинской обязанности и военной службе», клянется дважды. Первый раз - клянется «свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников». И второй раз клянется «достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».
Автор инициативы, адвокат Анатолий Пчелинцев, выступая на слушаниях в Общественной палате, ссылался на опыт царской армии, где военнослужащим, с одной стороны разрешалось говорить "обещаю" вместо "клянусь", но, с другой стороны, они могли и клясться именем Бога, невзирая на запрет Иисуса: "В Российской империи Устав о воинской повинности в ст. 178 гласил, что если военнослужащий по своему вероисповеданию не приемлет текст военной присяги, оно [слово «клянусь»] заменялось на «обещаю» либо «клянусь Богом» для православных верующих, как это было в русской армии".
Председатель комиссии Общественной палаты по нацбезопасности, полковник в отставке Александр Каньшин, комментируя предложение палаты газете "Известия", заявил, что текст присяги не должен вызывать у военнослужащего противоречивых чувств: "Человек должен служить не за страх, а за совесть. Конечно, [волю] можно задавить, но важнее, чтобы человек сам, осознанно шел служить, чтобы у него не было противоречий внутри себя. Поэтому, ставя на карту правовую норму, я бы оставил в основе духовную, нравственную составляющую. И если мы найдем компромисс — это будет лучше".