Ни один российский фильм не вошел в двадцатку хитов проката 2012 года на территории России и СНГ
Самым прибыльным российским фильмом уходящего года оказался "Духлесс" - он занял лишь 24-е место по сборам. Эпоха русских кинохитов закончилась в прошлом году.
Сайт "Кинобизнес сегодня" опубликовал заметку под названием "Десятка лидеров проката 2012 года – без российского кино!". В ней говорится о том, что по итогам проката 2012 года ни один из российских фильмов не вошел в десятку самых кассовых картин российского проката. Это произошло впервые с 2003 года, когда самым кассовым российским фильмом стал "Бумер", но в десятку кинохитов года он не вошел.
"Кинобизнес сегодня" утверждает, что самым кассовым российским фильмом 2012 года стал мультфильм "Иван Царевич и серый волк", собравший 20,7 млн долларов. Между тем, прокат этого фильм начался еще 29 декабря 2011 года.
Какое место занимает этот мультфильм в общем списке годовых сборов, сайт "Кинобизнес сегодня" не сообщает - такого списка на сайте просто-напросто нет. Кроме того, все данные о сборах, публикуемые на сайте, приводятся без учета данных о сборах в странах СНГ. При том, что значительную часть сборов российские картины традиционно собирают в кинотеатрах Украины - именно так, например, перешагнул рубеж окупаемости фильм "Обитаемый остров" Федора Бондарчука.
Куда более ясную статистику приводит сайт "Кинопоиск.ru". Он публикует таблицу годовых сборов на территориии России и СНГ.
По этим данным выходит, что российские фильмы не попали даже и в двадцатку лучших кинохитов. Первую российскую картину, фильм "Духлесс", можно увидеть лишь на 24-м месте (414 млн рублей). Он с огромным отрывом опережает второй по сборам российский фильм - "Джунгли" с результатом в 348 млн рублей находятся лишь на 35 месте.
Самы кассовым фильмом года по данным обоих сайтов оказался американский мультфильм "Ледниковый период 4". "Кинопоиск" сообщает, что он за год собрал в СНГ 1 млрд 640 млн рублей.
"Кинобизнес сегодня" сообщает, что эпоха российских кинохитов началась в 2004-м, когда самым кассовым стал первый "Ночной дозор" (16 млн долларов). ("Кинопоиск" ведет статистику российского проката лишь с 2008 года.) Закончилась эта эпоха в прошлом году - фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой", собрав 28 млн долларов, занял 8-е место среди лидеров проката. Самым кассовым фильмом российского кино по данным "Кинобизнеса" стала "Ирония судьбы. Продолжение" - в 2008-м году она заняла первое место в прокате, заработав 50 млн долларов.
В целом же для российского кино самым успешным, по данным "Кинобизнеса", был 2005 год - чемпионом проката тогда стала «9 рота», собравшая 23,6 млн долларов, а общая доля российских фильмов в годовых прокатных сборах составила 29,6%. В 2012-м по прогнозам "Кинобизнеса" доля российских фильмов не превысит 15%.
При этом российский кинопрокат преуспевает - суммарные кассовые сборы всех картин в кинопрокате России третий год подряд преодолевают планку в 1 млрд долларов (данные "Кинобизнеса"). Но львиную долю этих денег собирают голливудские хиты.
Ранее министр культуры Владимир Мединский выступал с предложением ввести квоты на показ российских фильмов в кинотеатрах, если доля отечественного кино в общих сборах за год не превысит 18 %. Его инициативу поддержали депутаты. Вице-спикер Думы от "Единой России" Сергей Железняк подготовил законопроект, предусматривающий отмену налоговых льгот на показ зарубежных фильмов в российских кинотеатрах и устанавливающий квоту для российского кино - количество отечественных фильмов в репертуаре кинотеатров не должно быть ниже 20%.